Стихийные бедствия и наводнения в Нидерландах во многом обусловлены географическим положением этой страны. В феврале 2023 года исполняется ровно 65 лет страшной катастрофе, унесшей жизни многих людей и принесшей колоссальные разрушения.
Речь идет о наводнении, случившимся в ночь с 31 января на 01 февраля 1953 года.
Наводнения в Нидерландах на протяжении всей истории этой небольшой страны наносили значительный урон экономике, сельскому хозяйству, губили человеческие жизни. Но ведь местные жители всегда умели заставить воду служить им. Например, уже в стародавние времена используя водяные мельницы, голландцы направляли воду в нужное им русло, одновременно осушая и орошая землю. Не случайно здесь называют воду и другом, и врагом одновременно. За многие века голландцы научились укрощать водную стихию, но даже и в наши дни она может преподнести неожиданный и неприятный сюрприз.
Борьба с наводнениями здесь ведется давно, но не всегда людям под силу обуздать водную стихию. В средние века, в 1404 и 1421 годах, произошло два крупных наводнения в Нидерландах, и оба получили имя Святой Елизаветы, поскольку произошли в день, названный в честь этой святой. В ночь на 19 ноября 1421 года водой была затоплена большая часть Голландии. Больше всего от этого бедствия пострадал район вокруг города Дордрехт. Было разрушено 23 деревни, и по различным сведениям утонуло от 2000 до 10.000 человек. Позже родственники погибших заказали запрестольный образ для алтаря, на внешних створках которого была запечатлена катастрофа: прорыв дамбы справа и безопасный Дордрехт слева.
Сегодня это произведение неизвестного автора с изображением того трагического события находится в Рейксмузеуме Амстердама. В музеях Голландии есть картины других живописцев на которых они писали наводнения в Нидерландах, случавшиеся в разные временные периоды.
Важность дайков и дамб как береговых укреплений
Сейчас берега Голландии от угрозы наводнений охраняют современнейшие и мощнейшие водозащитные системы. К сожалению, в послевоенные времена в стране гораздо больше средств выделялось на восстановление городов, и вопросам водозащиты уделялось недостаточное внимание.
Хотя еще до Второй мировой войны было известно, что дамбы в Зеландии и Южной Голландии недостаточно прочны. Однако из-за самой войны и из-за последовавшего за ней послевоенного восстановительного периода, средств на укрепление и возведение дамб не хватало. Кроме того, считалось, что особой необходимости в экстренном укреплении береговых линий не было, поскольку сильные наводнения в Нидерландах давно не случались.
Но у природы на этот счёт были свои планы, и катастрофа, произошедшая с 31 января на 1 февраля 1953 года, была вписана в анналы истории этой страны как крупнейшее стихийное бедствие в послевоенной Голландии. Мало того, что оно послужило причиной страшных разрушений и гибели многих людей, оно также сработало как принцип домино, спровоцировав череду чудовищных и непредвиденных последствий.
Водная стихия
В субботу днем, 31 января 1953 года, поднялся сильный ветер, а ночью стихия разыгралась не на шутку. Казалось, злые силы природы объединились в борьбе против небольшой северной страны и ее жителей. Положение сильно усугублялось тем, что событиям этой ночи предшествовал двухнедельный паводок, во время которого уровень воды поднялся почти до критического. Поэтому шторм, сыграл свою роковую роль, оказавшись губительным для населения Южной Голландии.
Нельзя сказать, что население не было проинформировано о приближающейся опасности. Синоптики службы штормового оповещения заранее предупреждали по радио о сильном шторме и о последствиях, к которым он может привести в сочетании паводком. Какие-то меры были предприняты, но они оказались ничтожными, учитывая натиск разбушевавшейся стихии.
В субботу вечером во многих местах были выставлены люди, следившие за состоянием плотин. В гаванях устанавливали так называемые противопаводковые доски, которые должны были сдерживать паводок. Но, во-первых, предупреждения дошли не до всех, поскольку далеко не все граждане были обеспечены радио и телефонной связью, а во-вторых, по причине надвигающегося шторма в районе бедствия радио связь была намеренно отключена.
Северо-западный ветер постепенно набирал мощь и вскоре его сила достигла десяти баллов, что приравнивалось к урагану. Многие корабли в Северном море терпели бедствие. Долгожданный отлив не наступал, и вода оставалась такой же высокой, как и во время прилива. Все с ужасом ожидали продолжения, но все же никто не мог предположить, что последствия наводнения будут такими катострофичными. Шторм неистовствовал, вызывая все больше разрушений и унося с собой сотни человеческих жизней.
Всесокрушающая масса воды разбивала дайки в Зеландии, Западном Брабанте и на островах Южной Голландии. Вообще-то дамбы строились таким образом, чтобы удержать уровень паводка, доходивший до двух с половиной метров, но именно в ту ночь вода поднялась выше самого высокого критического уровня на более чем три метра. Она хлынула через гребень дамбы, выдалбливая её изнутри и сметая всё на своём пути.
Дыры, образовавшиеся в дайках, множились в геометрической прогрессии, и закрыть их уже не представлялось возможным.
Из-за отсутствия должных средств связи, находившиеся вне зоны катастрофы не имели представления о её масштабе. Подъездные пути к более удаленным дамбам также стали практически непроходимыми. Люди в спешке бросали свои жилища и бежали в дома, расположенные на более высоком уровне, а также находили убежище в зданиях церквей, чтобы хоть как-то укрыться от наступавшей водной стихии.
Людей, пытавшихся воспользоваться автомобилями, уносило течением еще до того, как они успевали заглушить двигатель. Многие семьи прятались на своих чердаках, но и это часто оказывалось ненадёжным укрытием: дело в том, что стремительное течение, умноженное на сильнейший ветер, разрушало дома, унося с потоками воды машины, скот, людей. Далеко не все умели плавать, да и те, кто умел, не могли оказывать должного сопротивления течению в ледяной февральской воде.
Пик беснующейся стихии пришелся на промежуток времени между четырьмя и шестью часами утра. После этого, казалось, что стихия угомонилась, и вода стала с такой быстротой стекать в польдеры, что в некоторых деревнях в течение получаса её уровень достиг двух-трёх метров.
Вторая приливная волна
За первую страшную ночь под воду ушло около 165 000 га земли. С наступлением 1 февраля многие стали ошибочно полагать, что худшее уже позади, но как выяснилось позже, кошмар не обошёлся одним днём.
Обстановка усугубилась, когда в воскресенье, 1 февраля, пришла вторая приливная волна. Поскольку к тому времени дамбы были уже прорваны, для потоков воды не оставалось преград, и её уровень вновь поднялся до ещё большей высоты. Второе наводнение расширило и углубило дыры в дамбах и дайках, и снова польдеры стали заполняться огромным количеством воды, что привело к ещё большому числу жертв в тот день.
Дома, которые каким-то чудом устояли после первой приливной волны, рушились, казалось, с новой силой. Некоторые люди умудрялись спасаться, удерживаясь на деревьях, но их почти сразу сносило потоками воды и ветром. Ураган бушевал до 3 февраля.
Больше всего пострадала южная сторона островов Дёйвеланда и Оверфлаккей. Там погибло сорок процентов всех жертв стихии. В воскресенье вечером СМИ сообщили, о 58 жертвах. В понедельник их число выросло до 394, в пятницу было заявлено о 1355. Официальное число погибших достигло 1835. В результате стихийного бедствия 259 детей потеряли своих родителей. Давно наводнения в Нидерландах не наносили такого ущерба.
Помимо людей, которые стали жертвами наводнения, стихия уничтожила 20 000 коров, 2 000 лошадей, 12 000 свиней, 3 000 овец и коз и десятки тысяч кур, гусей, кроликов, собак и кошек. Любопытно, что многим лошадям все же удалось выжить, в силу того, что они устойчивы к холодной воде, и смогли спастись. Известны случаи, когда эти животные находились в воде по двенадцать дней, без еды и питья, но все же пережили наводнение.
Чудеса героизма
Но даже во время этого страшного бедствия многие не теряли чувства самообладания и проявляли чудеса героизма. Некоторые часами плавали с обвязанной вокруг талии веревкой, чтобы вытащить из воды людей, другие строили своеобразные мосты из обломков разрушенных домов, чтобы спасти своих односельчан, а все, у кого остались целыми лодки, плавали в поисках выживших. Например, парусный клуб Дусбурга за один день спас жизни 266 человек. Любительские радиостанции также сыграли важную роль, поскольку они поддерживали связь со службами экстренной помощи с места катастрофы, таким образом координируя их работу. Для спуска людей с крыш использовались вертолеты. Со всех концов Нидерландов шли рыбацкие судна, предлагавшие свою помощь. Также на поиски бесчисленных пропавших без вести и тел погибших в зону бедствия были направлены силы армии.
Помимо всех остальных напастей, в районах, пострадавших от наводнения, ощущалась острая нехватка питьевой воды.
Восстановительные работы
Почти сразу же начались восстановительные работы. Необходимо было поднять дамбы, которые были повреждены примерно на восемьдесят процентов.
С помощью судов-амфибий и вертолетов сбрасывались тысячи мешков с песком, чтобы предотвратить новое наводнение. Дамбы помогали укреплять студенты-добровольцы и солдаты.
После наводнения из зоны бедствия было эвакуировано 100 000 человек, лишившихся крова. Беженцев расселяли в течение недели в основном в крупных городах. Их обеспечивали едой, питьем и одеждой. Многие люди принимали в своих домах семьи пострадавших от наводнения. Но шок от случившегося был сильнейший. Спустя год после катастрофы в родные места не вернулись 5000 человек, а многие выжившие после наводнения также приняли решение о переезде в другие города Голландии или даже за границу.
Последствия катастрофы
Наводнения в Нидерландах всегда причиняли колоссальный ущерб. В 1953 году помимо того, что погибло почти 2000 жителей в зоне бедствия, экономика и сельское хозяйство понесли огромные материальные убытки. Было повреждено 800 из 1000 километров дамб. Около 8000 ферм и домов были разрушены. Сельскохозяйственные угодья сильно пострадали не только от воды, но и от морской соли, так что многие поля нельзя было использовать в течение длительного времени после трагедии. В результате жители Зеландии будут страдать от последствий катастрофы ещё долгие годы.
Стихия затронула не только Нидерланды,— дайки были разрушены также в Англии, Бельгии, Германии, Дании и Франции. Там также не обошлось без человеческих жертв. В Англии и Бельгии вместе взятых погибло более 300 человек. Также пострадали моряки кораблей, находившихся в районе Северного моря.
Уже в том же 1953 году начали проводить работы по восстановлению затопленных районов.
В помощь пострадавшим и для ликвидации последствий наводнения было собрано более 62 млн долларов. Деньги собирали в буквальном смысле всем миром. Пожертвований в виде денег, вещей, продуктов было так много, что у Красного Креста образовались излишки продуктов и одежды, и было принято решение отправлять их в страны третьего мира. Серьёзная гуманитарная помощь оказывалась Скандинавскими странами, которые обеспечили Нидерланды достаточным количеством строительных материалов и даже сборными домами.
После трагедии власти Нидерландов предприняли беспрецедентные меры по укреплению линии береговой линии. В стране был начат грандиозный проект по строительству водозащитных сооружений Дельта. На его возведение ушло немало лет.
В месте трагедии установлены памятники жертвам наводнения, напоминающие о том страшном событии. Учитывая то, что в 1953 году в Нидерландах проживало всего десять миллионов человек, это была катастрофа беспрецедентного масштаба.
В 2009 году вышла книга голландского актера и кинорежиссера Рика Лоншпаха «1953», по которой позже был снят фильм под названием «Ураган». Фильм целиком посвящен катастрофе. И надо сказать, его просмотр оставляет очень тяжелые впечатления.