Долгожданная выставка работ Ван Эйка «Ван Эйк. Оптическая революция» распахнула свои двери для любителей живописи непревзойденного фламандского художника в музее Изящных Искусств Гента. Сюда съехались почитатели творчества этого замечательного живописца из разных стран. Билеты почти все уже раскуплены, что говорит о необыкновенной популярности работ мастера, создававшего свои творения несколько столетий назад.
В соседней с Нидерландами Бельгии 2020 год объявлен годом гениальнейшего художника, творившего в первой половине 15-ого века, Яна ван Эйка. Удивительно, как его работы вообще дошли до нас, а ещё более удивительно, как в то время можно было создавать настолько реалистичные картины. Его портреты написаны до такой степени проникновенно, что в каждом из них видишь осязаемого живого человека и почти слышишь его дыхание. С удивительной достоверностью живописцу удавалось передавать и саму природу, и убранство церквей, и архитектурные композиции. А палитра на его картинах такая яркая, что диву даёшься, как художнику удалось добиться таких сочных и насыщенных оттенков.
Организация мероприятия
Грандиозная выставка работ ван Эйка под названием «Ван Эйк. Оптическая революция» — это истинное событие года, и несмотря на то, что это мероприятие проходит в Бельгии, не рассказать о нем я не могу, тем более, что побывала на этой выставке сама и осталась под неизгладимым впечатлением. Это мероприятие — своего рода дань уважения гениальному фламандскому мастеру Яну ван Эйку.
Кураторы экспозиции продумали все до мелочей, чтобы упорядочить поток посетителей в музей Изящных Искусств Гента. У них это почти получилось. Билеты можно приобрести онлайн только на определенный сеанс. Но, конечно, далеко не все покидают стены музея через полтора часа (настолько примерно рассчитан аудио тур). Многие задерживаются у шедевров Ван Эйка и его современников надолго, что создает достаточно большое скопление любителей живописи с каждым часом. В последних залах (их всего 13) у экспонатов толпятся уже довольно скученно и для того, чтобы подойти к некоторым из них, чтобы суметь разглядеть все детали, приходится выжидать какое-то время. На мой взгляд, это единственная «неприятность», которая может немного омрачить знакомства с экспозицией.
В любом случае, устроителям выставки надо отдать должное. Выставка работ ван Эйка организована безукоризненно!
Какие работы мастера привезли на выставку
Во всем мире насчитывается около двадцати творений ван Эйка, тринадцать из которых сейчас находятся на экспозиции. Некоторые произведения художника из-за их хрупкого состояния, не сочли возможным перевезти из страны в страну. По этой причине из Лондонской Национальной Галереи не предоставили для данной выставки «Портрет четы Арнольфини», из парижского Лувра и из музея Груненге соседнего с Гентом бельгийского городка Брюгге не привезли, соответственно, «Мадонну канцлера Ролена» и «Мадонну каноника ван дер Пале».
Апофеозом экспозиции являются восемь отреставрированных наружных створок «Поклонение мистическому агнцу» из собора Святого Бавона в Генте. И это тоже абсолютно беспрецедентный шанс полюбоваться на них, поскольку в самом соборе внешних створок алтаря почти никогда не видно, так как алтарь находится преимущественно в открытом виде.
Никогда прежде все восемь наружных панелей не экспонировались вне пределов церкви святого Бавона совместно с другими творениями Ван Эйка или его современников. Внутренние створки алтаря по-прежнему находятся в соборе в Генте, которому и принадлежит полиптих. Но после 2020 года алтарь никогда более не покинет стен храма. Получается, что это единственный и последний шанс увидеть работы мастера, собранными в одном месте.
Атмосфера 15-ого века
Выставка работ ван Эйка — это не только эстетическое наслаждение от просмотра работ великолепного мастера. Как только попадаешь в первый зал экспозиции,- а для нее отведено 13 залов,- сразу погружаешься в незабываемый и удивительный мир художника, в тот давным-давно минувший 15-ый век, в эпоху правления Филиппа Доброго,- герцога Бургундского, на чьем дворе и служил одаренный живописец.
Визуальному восприятию шедевров позднего Средневековья способствует волшебная камерная музыка, звучащая в наушниках, которые выдают бесплатно каждому посетителю. Чудесный текст, произносимый диктором, гармонично сочетается с великолепным музыкальным рядом, усиливающим эмоциональное воздействие, да так, что подступает комок к горлу. Все персонажи в диковинных шаперонах и великолепных, расшитых шелком мантиях, словно сходят с древних картин.
Экспонаты в залах расположены таким образом, чтобы подчеркнуть то влияние, которое оказывало творчество этого исключительно одаренного фламандца на своих современников и последователей. Всего на экспозиции представлено более 100 работ. Это и творения самого ван Эйка, и экспонаты из его мастерской, а также работы других представителей позднего Средневековья, в частности, Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Масаччо, Фра Анджелико. Здесь собраны не только картины, но и миниатюры, скульптура и портреты. Музеи Антверпена, Брлиина, Турина, Вашингтона, Мадрида, частные коллекции предоставили бесценные экспонаты для этой выставки. Многие из них были отреставрированы специально к данному событию.
Мир ван Эйка
Нидерландский Вазари, фламандский поэт, писатель и художник Карел ван Мандер, написавший в 1604 году серьёзный труд «Книга о художниках», представляет ван Эйка изобретателем масляной живописи, преподнесшим урок итальянцам, писавшим картины темперой. Искусствоведы давно пришли к выводу, что это не так, и масляные краски появились раньше, но Ван Эйк сумел усовершенствовать технику работы с ними, используя прозрачный состав, позволяющий верхнему слою краски быстро сохнуть, что, в свою очередь давало возможность почти сразу наносить на картину другие слои краски. Это создаёт впечатление насыщенности и наполненности цветов внутренним светом. От картин художника действительно исходит свечение, и даже по прошествии шести веков сочность и яркость этого сияния не поблекла.
Перед зрителем открывается религиозно-мистический мир ван Эйка-художника, и в то же время на его портретах предстают с поразительной жизненностью написанные лица. Многие работы ван Эйка производят впечатления трёхмерных: создается ощущение, что какие-то части тела, например, рука или нога персонажа выступают за пределы рамки картины.
Несмотря на всемирную славу непревзойденного мастера света и цвета, нам совсем не так много известно о жизни этого выдающегося живописца. Наряду с Рогиром ван дер Вейденом, чьи работы также можно видеть в музее Изящных Искусств в Генте, ван Эйк считается главным представителем фламандских примитивистов.
Но определенно, жизнь этого легендарного человека была насыщена яркими событиями, такими же яркими, как сочные оттенки красок на его картинах.
Придворный художник, дипломат или агент?
Предположительно, родился будущий художник в 1390 году в городе Маасейке, входившим в тогдашнее княжество Льеж. Его старший брат Хуберт и младший Ламберт, а также сестра Маргарета тоже были художниками. Ян ван Эйк всю жизнь вращался в высших кругах. Его творчество высоко ценилось, а работа весьма неплохо оплачивалась. С 1422 года он был в услужении у голландского графа на Бинненхофе (Binnenhof) в Гааге. Ян числился официальным придворным художником и получал фиксированную зарплату до смерти своего господина.
Вскоре после этого он назначается художником при дворе Филиппа Доброго, бургундского герцога. Филипп Добрый оценивал творчество Яна ван Эйка и его службу по достоинству. Обязанности ван Дейка не ограничивались только написанием картин. Ему регулярно приходилось совершать дальние поездки от имени Филиппа Доброго. Из архивных документов видно, что художнику выплачивались большие суммы за эти «секретные» вояжи. Доподлинно неизвестно, что это были за поездки, и где именно ван Эйку довелось побывать по делам службы. Предполагается, что он посетил даже Святую Землю, о чем говорит изображение некоторых архитектурных деталей на его ранних работах. Возможно, это были дипломатические миссии, возможно, поездки тайного агента герцога. Но достоверно известно, что художник посещал Испанию и Португалию. Есть и предположения, что среди прочих у Яна была задача делать рисунки и заметки по пути: подобного рода сведения о местонахождении дорог, рек, перевалов, горных хребтов, городских укреплений могли быть очень ценными для планирования военных действий.
В конце 1428 года Ван Эйк отправился в Португалию с бургундской делегацией. Для предстоящего брака между Филиппом Добрым и Изабеллой Португальской он пишет портрет невесты, что говорит о полном доверии герцога к придворному дипломату и художнику. Забегая вперед, скажу, что Филипп Добрый стал крестным отцом первенца ван Эйка, которого, по всей вероятности, назвали в честь него Филиппом. А после кончины живописца герцог оказывал всяческое содействие его семье, назначив вдове пожизненное содержание, и уплатив взнос за дочь художника при поступлении той в монастырь Святой Агнесы в Маасейке.
С 1431 года Ван Эйк поселился в Брюгге, где основывал художественную студию, а двумя годами позже женился на Маргарите. Он увековечил свою супругу на «Портрете Маргарет ван Эйк» (1439) с подписью, которая позволила установить ее возраст, 33 года. У четы было двое детей: сын Филипп и дочь Ливина. Художник скончался в Брюгге в 1441 году.
Многогранный талант
Ван Эйк работал по заказу богатых купцов, представителей высшего духовенства и дворянства. Он принимал участие в оформлении фасада ратуши в Брюгге.
На картинах ван Эйка очень органично сочетаются сразу несколько жанров, хотя сама по себе жанровая живопись появилась гораздо позже. Здесь и портрет, и панорамный пейзаж, и натюрморт, и интерьер. И при этом абсолютная гармония во всём — будь то миниатюра, портрет, или картина, написанная на огромной панели. Все, вплоть до мельчайших деталей проработано и выписано им с филигранной точностью: роскошные, отороченные мехами и золотыми орнаментами мантии, тиары, усыпанные самоцветами, ниспадающие тяжелыми складками парчовые и бархатные наряды, выложенный мраморной мозаикой пол, интерьеры соборов с витражами капителями и арочными пролетами.
Невозможно смотреть без восхищения и на работы ван Эйка в технике гризайль. Отличить их от настоящей скульптуры даже на близком расстоянии почти невозможно. Понять, что это не барельеф, а живописная работа, кажется, не сможет даже искушённый зритель. Они производят впечатление объемных трехмерных скульптур. И это тоже его оптическая революция.
Чтобы лучше оценить мастерство художника, стоит непременно присматриваться к деталям. Выставка работ Ван Эйка такой шанс предоставляет. Вы поразитесь, с какой тщательностью и достоверностью художнику удаются ворсинки на меховой оторочке, пульсирующие вены на висках, морщины и дефекты кожи на лицах персонажей, седеющие волоски на отросшей щетине, золотая филигранная роспись на ткани. Помимо художественных талантов Ван Эйк обладал широкими познаниями в области науки и религии, великолепно разбирался в природе света и создаваемым им эффектам, он был наделен талантом пытливого наблюдателя.
Гентский алтарь
Пожалуй, самое знаменитое детище ван Эйка — гентский алтарь, который называют «Поклонение мистическому агнцу». Это произведение, бесспорно, является образцом высочайшего мастерства. Полиптих был начат братом ван Эйка Хубертом, а дописан самим Яном ван Эйком. Это был заказ бездетной богатейшей пары для своей семейной капеллы в соборе, ныне носящим имя Св. Бавона. В те времена для состоятельных семей было нормой иметь часовни при церквях. Предполагаемая дата создания шедевра — 1432 год. Супружеская пара Йос Вейд и Элизабет Борлют, донаторы алтаря, изображена на его внешних створках. Отсутствие детей наводило чету на пугающую мысль, что с их кончиной некому будет молиться об их грешных душах. Скорее всего, это и стало одной из причин, почему супруги заказали данную работу Хуберту ван Эйку. Кроме того, пара пожертвовала надел земли церкви Святого Иоанна, чтобы и после их смерти проводились службы с упоминанием их имён.
За шесть веков алтарю приходилось принимать участие в различных перипетиях и детективных историях. Во времена иконоборчества, дабы уберечь полиптих от уничтожения, его разобрали и перенесли сначала в башню церкви, затем в городскую ратушу. Во французские времена его вывезли в Париж, но после свержения Наполеона вернули назад. Фрагменты алтаря похищали, перепродавали, распиливали, однажды он чуть было не погиб во время пожара, во время Второй мировой немецкие завоеватели вывезли его в Германию. Но к счастью, все панели, кроме одной, похищенной в 1934 году под названием «Праведные судьи» (вместо оригинала написали копию), вернулись на свое исконное место, и после экспозиции «Ван Эйк. Оптическая революция» больше не будут выставляться за пределами стен собора Святого Бавона, где они изначально и находились.
Реставрация Гентского алтаря
Более семи лет реставраторами проводилась колоссальная работа по снятию загрязненных слоев и очищению фрагментов алтаря, приданию ему первоначального вида. Грандиозный труд реставраторов принес свои плоды. Было сделано несколько открытий, в частности выяснилось, что многие фрагменты алтаря по разным причинам были дописаны позже другими художниками. А створки с Адамом и Евой вообще заменены копиями по настоянию пуритански настроенного австрийского императора Иосифа II, посетившего собор Святого Бавона в конце 18 века. Его возмутила неприкрытая нагота прародителей рода человеческого, и на копиях их изобразили уже, прикрывающими интимные места медвежьими шкурами. Оригиналы, к счастью, не уничтожили, а сохранили в церковной библиотеке, и лишь в середине 19 века они вернулись на прежнее место.
Также и мордочка агнца до последней реставрации выглядела совсем иначе, чем ее изобразил ван Эйк. Дело в том, что его овечка имела «человеческое лицо». А затем какой-то художник,- некоторые источники утверждают, что это мог быть Ян ван Скорел,- заменил «человеческий облик» овечки на обычную овечью мордочку.
Ян ван Эйк расположил глаза и уши животного гораздо ниже обычного, неправильно с точки зрения анатомии, да ещё и придал глазам агнца миндалевидную форму, отчего мордочка и стала казаться «человекообразной». Но искусствоведам совершенно очевидно, что художник сделал это намеренно, а не по незнанию анатомии, учитывая, с какой точностью с анатомической позиции написаны другие персонажи на алтаре на других произведениях мастера. Так что теперь овечка вновь обрела свое исконное «лицо».
Одним словом, выставка работ ван Эйка «Ван Эйк. Оптическая революция» доставит колоссальное удовольствие. А если вы хотите познакомиться еще и с экспонатами основной коллекции музея Изящных искусств Гента, в которую помимо прочих входят картины Иеронима Босха, Рогира ван дер Вейдена, Бьяджо д ’ Антонио, Якоба Корнелиса ван Остсанена, Мартена ван Хемскерка, очень рекомендую прийти на пару часов раньше назначенного в билете сеанса. И тогда впечатлениям от увиденного не будет предела!