Вдоль амстердамских каналов стоит очень много архитектурных памятников, дошедших до наших дней из прошлых веков. Но один городской дворец на канале Херенграхт неизменно приковывает к себе особое внимание туристов.
Уже очень много сказано и написано про Ожерелье из трех каналов и его самый величественный сегмент — Золотую Излучину на канале Херенграхт в столице Нидерландов. Всякий, попадающий в этот удивительный город, считает своим долгом после обзорной пешеходной экскурсии по историческому центру Амстердама посмотреть на него с борта прогулочной лодки. И действительно, если видишь Амстердам с воды, он предстает совсем в другом свете,- можно гораздо лучше рассмотреть детали роскошных особняков и домов более скромного вида вдоль каналов. Эти нюансы не так заметны, если разглядывать их, стоя на набережной.
Три канала: Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт являются подлинной гордостью и украшением Амстердама, недаром они снискали себе славу у туристов на разных континентах и входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Они придают городу неподражаемое очарование и самобытность. С высоты птичьего полета хорошо видно, как русла множества каналов словно паутиной опутывают центр столицы Нидерландов, расходясь в разные стороны, но эти три выделяются особо на фоне остальных, будто огораживая своими концентрическими кругами самую старинную часть города.
В семнадцатом веке, который считался Золотым для жителей Нижних Земель, город Амстердам, — столица самой крупной провинции в Нидерландах — Голландии, стал важнейшим торговым центром Европы. Население Республики Соединенных провинций, в особенности Амстердама, росло с завидным постоянством. В различные города страны стекалось множество беженцев со всего света: кто-то в поисках заработка или свободы, кто-то от религиозных и политических преследований. К началу семнадцатого века в стольном граде в буквальном смысле этого слова не осталось свободного места для всех желающих поселиться в нем. Тогда власти города приняли решение о расширении его границ, а наилучшей альтернативой для этого они сочли строительство каналов.
Земля вдоль каналов делилась на наделы и предназначалась под возведение домов. Безусловно, приобрести участки под застройку могли только самые обеспеченные граждане, поскольку цены на землю были заоблачными для простого ремесленника или даже не очень богатого купца. Более того, в Амстердаме предусматривались налоги за ширину фасада. Но среди нуворишей находились желающие построить более просторный по площади дом, c шириной фасада в два или три раза превосходившего норму. В этом случае они приобретали сразу два, а то и три надела земли, соответственно, заплатив за это сумму в несколько раз превышающую стандартную. Стоимость одного надела составляла 8 000 гульденов (в переводе на сегодняшние цены около 500 000 евро). И эти деньги предназначались только на оплату клочка земли. А ведь еще надо было вложить приличный капитал в возведение самого здания, в его отделку по последней моде и не забыть выделить средства на возделывание сада, без которого в то время невозможно было построить ни один особняк на канале. Но зажиточные граждане вполне могли себе это позволить. Такие роскошные дома сами жители столицы прозвали городскими дворцами.
Причем если мы говорим про интерьеры дома, речь идет далеко не только о мебели и коврах. На каналах Амстердама стояли особняки, стены и потолки которых расписывали самые именитые и талантливые художники того времени. Работы по изготовлению скульптурных изваяний и лепнины выполняли не менее признанные мастера, а все стены в гостиных были увешаны полотнами прославленных живописцев. Так реальная стоимость по возведению дома, декорации внутренних помещений и благоустройству садов обходились заказчикам в огромные суммы. Но это того стоило, поэтому многие не скупились на траты. Значительная часть этих великолепных зданий, дошедших до нас, и сейчас являются истинным украшением Амстердама и входят в список исторических и культурных памятников, охраняемых государством.
Во все времена, включая и наши дни, жилье на Ожерелье из каналов в Амстердаме считалось самым дорогим и престижным в городе. Особенно выделялись своей роскошью дома на канале Херенграхт. На нем стояли особняки, которые стоили целые состояния и принадлежали самым обеспеченным и респектабельным гражданам города. Но все же есть один участок на этом канале, где и по сей день дома оцениваются в неимоверно высокие суммы. Называется этот отрезок Золотой Излучиной, поскольку в этом месте канал делает изгиб.
Я хочу рассказать про одно из зданий, которое уже почти триста лет стоит на Золотой Излучине, но не только потому, что оно считается самым красивым особняком, построенном в Амстердаме в восемнадцатом веке, но и потому, что мне довелось работать в этом городском дворце целых восемь лет. Дом, про который идет речь, называют еще Хёйс Де Нёйфиле (Дом Де Нёйфиле),- по имени одной из его владелиц, и Домом на излучине,- по месту его расположения.
Когда в самом начале своего пребывания в Голландии я шла устраиваться на работу в учреждение, которое занимало этот особняк, — а называлось оно Амстердамский Торговый Банк, я и не помышляла, что попаду в настоящий дворец с мраморными полами, пышной лепниной и скульптурой в вестибюле, расписными потолками и стенами, изумительно красивыми каминами с зеркалами и изящными барельефами в офисах. А когда увидела все великолепие интерьеров, до последнего момента поверить не могла, что несколько раз в неделю буду переступать порог этого редкостного по антуражу здания, и любоваться его дивными интерьерами. Но, видимо, провидению было угодно, чтобы я постепенно начинала готовить себя к профессии гида по удивительной стране Нидерланды.
Первые жители дома, стоявшего на этом месте
Первым жителем дома, построенном на этом месте, стал в 1666 году Денейс Нёйтс, — чрезвычайно состоятельный купец, сын и наследник «сахарного короля», владельца сахарной фабрики в Амстердаме Корнелиса Нёйтса. Кстати, портрет Корнелиса в возрасте 84 лет кисти Юргена Овенса висит в Рейксмузеуме Амстердама. В 1665 Денейс приобрел сразу четыре, прилегающих друг к другу надела земли на канале Херенграхт. На этих участках он построил три дома, объединив их одной крышей. Прожил он там до 1689 года, после чего передал права владения своей родной сестре Эммерентии. Чтобы вы не усомнились в прагматичности голландцев, добавлю, что права он передал сестре не безвозмездно, а за сумму в 36.000 гульденов. В 1730 году их внуки продали дом уже за 70 000 гульденов Петронелле ван Леннеп де Нёйфиле, вдове Якоба ван Леннепа.
Петронелла де Нёйфиле, первая владелица городского дворца на Золотой излучине
Петронелла владела баснословным состоянием. Её отец был удачливым торговцем тканями. Покупал и перепродавал преимущественно шелк, что было весьма прибыльным предприятием. Кроме того, он занимался торговлей перцем, а это тоже приносило немыслимые доходы, владел изрядным количеством акций Торговой Акционерной Ост-Индской компании, на которых недурно заработал. От отца Петронелла унаследовала загородное поместье и 900 тысяч гульденов. Кроме того, она приумножила свои капиталы благодаря двум выгодным бракам, выйдя первый раз замуж в 22 года за Якоба ван Леннепа. В этом браке родилось трое детей. Через 14 лет, будучи в возрасте тридцати восьми лет, супруг скончался. Петронелла вторично вышла замуж через десять лет в 1733 году за своего двоюродного брата Маттеуса Де Нёйфиле, который тоже оставил женщину вдовой через десять лет, в 1743 году в возрасте пятидесяти трех лет. Петронелла пережила второго супруга на шесть лет. Во этом браке у пары не было детей, и все наследство по завещанию мать разделила между тремя сыновьями от первого брака.
На фамильном групповом портрете художника Балтазара Деннера (1738 год) изображена Петронелла со своим вторым мужем и одновременно кузеном Маттеусом де Нёйфилем и тремя сыновьями от первого брака с Якобом ван Леннепом. Непосредственно за спиной матери стоят Якоб ван Леннеп-младший и Давид ван Леннеп, а в профиль изображен их брат Арноут ван Леннеп, передающий отчиму письмо. На стене висит овальный портрет первого мужа Петронеллы и отца молодых людей. Картина находится в частном собрании в нидерландском городе Хемстеде, поэтому мне не удалось найти цветную фотографию этого полотна. В фото галерее можно посмотреть только на черно-белую.
Большинство домов в Амстердаме, датируемых восемнадцатым веком, — это переоборудованные новыми хозяевами здания семнадцатого столетия. Но к Дому на излучине это не относилось. Петронеллу Де Нёйфиле совершенно не устраивала банальная реконструкция старого здания, она мудро решила использовать свои несметные капиталы для основательной перестройки вновь приобретенного особняка как внутри, так и снаружи. По этой причине старая постройка была полностью снесена с тем, чтобы на этом месте вырос совершенно новый, дотоле невиданный по пышности убранства дворец.
Строительство особняка на канале Херенграхт по заказу Петронеллы началось в 1731 году и завершилось через пару лет, отделочные работы по декорированию интерьеров длились дольше. Он стал одним из самых изысканных городских дворцов того времени. Но, как известно, богатые тоже плачут, и однажды, в то время, когда в нем проживал самый младший из сыновей Петронеллы Якоб Питер Де Нёйфиле ван Леннеп со своей супругой Корнелией ван Леннеп-Биренс, дом опустел в одночасье. В тот роковой для них день, 11 мая 1772 года, жители этого роскошного особняка столкнулись со страшной трагедией. Правда, произошла она на другом канале Амстердама, в стенах другого знаменитого здания.
На канале Кейзерсграхт в Амстердаме находился очень популярный среди богатых любителей Мельпомены театр. Он был гордостью горожан, и на протяжении более ста лет в нем почти непрерывно ставились различные модные спектакли. В строительстве первого варианта здания театра (1637 год) принимал участие архитектор Якоб ван Кампен, по проекту которого через несколько лет, в 1648 году начали возводить знаменитый Дворец на площади Дам. Правда, дворцом он станет гораздо позже. Но сейчас речь о знаменитом театре. В 1665 году здание театра было решено перестроить, поскольку первоначальный проект был предусмотрен для небольшого количества зрителей, тогда как желающих попасть внутрь на представления было несравненно больше.
11 мая 1772 года во время вечернего показа пьесы фламандского автора Мишеля Жана Седана «Дезертир» в помещении театра случился пожар, вызвавший жуткую панику среди зрителей. Огонь молниеносно распространился по всему зданию, и оно сгорело дотла. В целости остались только парадные ворота. Многим, несмотря на жуткий хаос и огонь, все же удалось спастись, но по роковому стечению обстоятельств и из-за нарушения правил пожарной безопасности, восемнадцать человек, среди которых находились и сын Петронеллы со своей супругой, погибли. Тридцать домов, стоявших поблизости от здания театра, пострадали. Пожар тушили с помощью 41 брандспойта конструкции Яна ван дер Хейдена, но полностью укротить огонь, с тем чтобы он не распространялся дальше и не возгорались новые очаги пламени, удалось только через несколько дней. Потеря самого посещаемого театра в стране, стала настоящей трагедией для города, а знаменитый особняк на канале Херенграхт на время осиротел.
Представители клана Де Нёйфиле -ван Леннеп оставались жить в доме до 1792 года, после чего он был ими продан следующему владельцу Яну Гилдемейстеру.
Городской дворец на канале Херенграхт. Ян Гилдермейстер — ценитель прекрасного
Ян Гилдемейстер, приобретший особняк у семьи де Нейфиле -ван Леннеп, был не просто очень состоятельным гражданином. Этот господин знал толк в живописи, и вкладывал свои средства, не жалея их, в коллекционирование произведений искусств. Многим экземплярам его собрания мог позавидовать любой истинный почитатель произведений изящных искусств.
Ян родился в Лиссабоне, в семье богатого голландского купца, выходца из города Утрехт, Яна Гилдемейстера. Отец Яна-младшего уже с тринадцати лет вел коммерческие дела в Португалии по протекции и при содействии своего родного дяди, так что как деловая хватка, так и впоследствии капитал Яну-младшему перешли по наследству. После страшного и разрушительного землетрясения в Лиссабоне, произошедшего 1 ноября 1755 года, и последовавших за ним пожаров, семья приняла решение вернуться в Нидерланды. Поначалу они жили на родине отца в Утрехте, но довольно скоро перебрались в Амстердам. Через год после переезда в Голландию, в 1760 году, мать семейства скончалась, и Ян-старший остался вдовцом с двумя сыновьями: Яном-младшим, которому на тот момент исполнилось одиннадцать лет, и его семнадцатилетним братом Даниэлем. Доподлинно неизвестно, каким бизнесом владела семья, но однозначно, что они занимались торговлей, и в их владении, помимо всего прочего, было несколько судов, которые упоминаются в различных завещаниях. По некоторым предположениям, одним из источников доходов фамилии Гилдемейстеров был китобойный промысел. Кроме того, они поддерживали тесную связь с родственниками, оставшимися в Португалии, и вели с ними совместную коммерческую деятельность.
Из Португалии в Голландию с Гилдемейстерами уехали две служанки-португалки, которые преданно служили семье все годы. Их имена были упомянуты в завещании Яна-старшего: каждой из женщин причиталось по 100 гульденов после его кончины. Отец с сыновьями поселились на престижном канале Кейзерсграхт, но когда Яну-младшему исполнилось двадцать, его родитель приобрел себе дом с каретным двором на Керкстраат.
Еще будучи совсем молодым, Гилдемейстер-младший начал собирать свою знаменитую коллекцию живописи, а когда в 1772 году он приобрел роскошный особняк на канале Херенграхт, решил использовать новое жилище еще и под картинную галерею. Многие знатоки и ценители искусства, посещая галерею Яна Гилдермейстера, выражали свое восхищение его вкусу и знанию дела. Пышное убранство интерьеров еще больше подчеркивала великолепие этого «музея». Королевский антураж, золото, мрамор, шелк,- куда ни глянь, во всем царили роскошь, достаток, и одновременно гармония и безупречный вкус. Помимо произведений изящного искусства, здесь можно было увидеть глобусы, книги, 15 деревянных скульптур, три каменных изваяния, изделия из золота и серебра. Одно из серебряных блюд было изготовлено знаменитым мастером Адамом Вианеном,- серебряных дел мастера конца шестнадцатого — первой половины семнадцатого веков,- очень ценный раритет. Полотна как прославленных мастеров, так и начинающих живописцев висели по всему дому, а около шестидесяти экспонатов было перевезено в имение Франкендал, согласно инвентарной описи.
Всего почитателю прекрасного удалось собрать около трехсот произведений, причем среди них несколько полотен Рембрандта ван Рейна: «Корабел Ян Риксен и его жена Грит Янс» (1633 год), «Исцеление старого Тобиаса» (1636 год), «Портрет священника» (1637 год), работы Яна Вермеера, Якоба ван Рейсдала, Питера Пауля Рубенса, Адриана Исаака ван Остаде, Яна Стена, Давида Тенирса, Адриана ван де Вельде, Герарда Доу (Геррита Доу), Пауля Поттера,- всех имен не перечислить.
Об истинной любви и страстном увлечении Гилдемейстера к собирательству худодожественных творений свидетельствует тот факт, что помимо картин он коллекционировал рисунки и офорты, и превосходно разбирался в изобразительном искусстве. Он даже сам брал уроки рисования, и в Гамбургском Зале искусств висят два его рисунка,- вероятно, копии с картин Яна ван Хёйсума,- одного из самых обожаемых им художников. Ян Гилдемейстер покровительствовал молодым талантам: Хендрику Вогду, Эгберту ван Дрилсту, Яну ван Осу и другим, приобретая работы начинающих мастеров для своего собрания.
Он пожертвовал почти сто тысяч гульденов на строительство грандиозного «Феликс Меритис». Это было не просто помпезное здание на канале Кейзерсграхт в Амстердаме, а подлинный Храм музыки, изобразительного искусства, естественных наук, торговли и литературы. Одним словом, общество под одноименным названием «Felix Meritis» («Счастливы заслугами» в переводе с латыни), находившееся под крышей данного особняка, являло собой цитадель идеалов эпохи Просвещения. Это было истинно интеллектуальное движение, в основе которого лежали свободомыслие и рационализм. Архитектором этого здания был Якоб Оттен Хюсли, который позже внесет свою лепту в изменение стиля комнат Дома на Излучине, а также станет автором проекта парадных ворот в летней резиденции Гилдермейстеров Франкендал.
В одном из залов Рейксмузеума в Амстердаме висит групповой портрет нидерландского живописца Адриана де Лели «Зал рисования в Феликс Меритис», на котором изображены художники, коллекционеры живописи и графики, арт-дилеры,- словом, люди, имеющие неподдельный интерес к художественному творчеству или обладающие талантом рисования. Среди них находится и Ян Гилдермейстер. Адриана де Лели хотел подчеркнуть значимость этой фигуры для мира коллекционеров и для искусства в целом. Кстати, познакомились автор портрета и Ян Гилдермейстер именно в здании общества «Феликс Меритис», и в собрании галериста, ценителя прекрасного и мецената было несколько работ этого живописца.
Несколькими годами ранее Адриан де Лели написал еще одно полотно, непосредственно связанное не только с именем Яна Гилдермейстера, но и с особняком на канале Херенграхт в Амстердаме, в котором тот проживал, и где обустроил свою знаменитую картинную галерею. Именно эта работа живописца позволяет зрителю до деталей увидеть обстановку в одном из залов, служившим своего рода музеем изящных искусств в этом роскошном особняке. Сейчас это полотно де Лели находится в Рейксмузеуме столицы Нидерландов.
На холсте изображен интерьер одного из залов здания, оборудованного под художественную галерею, с несколькими посетителями, с неподдельным интересом осматривающими представленные в собрании хозяина картины. В центре стоит сам владелец и увлеченно беседует с господином в красном камзоле с тростью и шляпой в руках. Потолок в зале украшен росписью Якоба де Вита. Через дверь видны полотна, на стенах соседней комнаты. Почти все названия и авторы этих произведений известны, то есть, Адриан де Лели писал их достаточно точно для того, чтобы можно было распознать каждое из них. Также и все персонажи этой картины — конкретные люди, имена почти всех установлены.
Среди посетителей не только любители и собиратели живописи, арт-дилеры, галеристы, но и художники. На этой работе Адриан де Лели увековечил и себя,- это человек, внимательно рассматривающий картину, склонившись перед ней. Еще один персонаж этой сцены тоже художник-график и декоратор Юрриан Андриссен, принимавший непосредственное участие в оформлении интерьеров особняка Гилдермейстера. Это человек, стоящий чуть поодаль, рядом с дамой, за правым плечом хозяина галереи. В позах посетителей просматривается некая вальяжность и необычайная заинтересованность. Виден и дорогой антураж внутреннего убранства помещений: расписные потолки с лепниной, барельефы над дверными проемами, огромного размера ковёр, которым устлан пол. Лестница, кресла, стулья, мольберт сделаны из дорогостоящего красного дерева. Конечно, бесценные шедевры, многие из которых принадлежат кисти реально существовавших художников с мировыми именами, тоже свидетельствуют о непомерном богатстве и самозабвенной любви хозяина особняка к искусству.
В 1778 Ян Гилдермейстер-младший был назначен агентом и генеральным консулом Соединенных Провинций Нидерландов в Португалиии. Через год скончался его отец, оставив Яну-младшему по завещанию дом на Кейзерсграхт, загородное имение Франкедал недалеко от Амстердама и четыре склада. Сейчас эта бывшая летняя резиденция находится почти что в центре столицы. На ее территории расположился ресторан.
На групповом портрете 1776 года художник Ян Герард Валдорп запечатлел сцену приезда членов клана Гилдермейстеров в поместья Франкендал. Это единственное полотно, на которой можно увидеть сразу всех обитателей загородной резиденции, принадлежавшей фамилииГилдермейстеров. Отец семейства Ян-старший, которому на тот момент исполнился 71 год, сидит на скамейке у входа. Ян-младший, которому 32 года, стоит на ступеньках, повернувшись лицом к зрителю. Старший на шесть лет брат Яна Даниэл смотрит на то, как его супруга Анна Антонета дает указания горничной касательно их единственной дочери Марии, которой в период написания картины было около двух лет. К огромному сожалению, сама работа утеряна,- от нее осталась только эта фотография очень плохого качества. Но даже глядя на эту фотографию, можно вживую представить, как семья приезжала на лето в свою усадьбу, чтобы отдохнуть на лоне природы от городской суеты. До сих пор на балюстраде крыши этого старинного здания можно видеть герб фамилии Гилдермейстеров. Сохранились даже скамейки по обеим сторонам от входа, на одной из которых сидел Гилдермейстер-отец. Можете сравнить фотографию картины с изображением поместья Франкендал с тем, как выглядит бывшее имение сейчас в фото галерее.
К сожалению, только отцу клана Гилдермейстеров было предназначено прожить до семидесяти четырех лет. Остальным членам семьи было отведено гораздо меньше времени. Старший брат Яна Даниэл дожил до пятидесяти двух лет, а его супруга скончалась десятью годами ранее, в 1780 году. Ян-младший стал опекуном своей несовершеннолетней племянницы Мари, которая к тому же была умственно отсталой. Она проживала до своей кончины в 1817 году в доме родителей на канале Кейзерсграхт. Сам Ян Гилдермейстер-младший покинул этот мир тоже очень рано, в 1799 году в возрасте пятидесяти пяти лет и упокоился в фамильной могиле в Старой лютеранской церкви в Амстердаме. Женой и детьми он так и не обзавелся.
Городской дворец на канале Херенграхт. Судьба коллекции Гилдермейстера
Летняя резиденция Франкендал и роскошный городской дворец на канале Херенграхт в Амстердаме через год были проданы, а вся его бесценная коллекция картин, рисунков и офортов ушла с молотка на распродаже. Именно из аукционного каталога до нас дошли названия имевшихся в собрании Яна Гилдермейстера картин, выставленных на торгах, и имена их авторов.
Этот аукцион, состоявшийcя в 1800 году, стал целым событием для Амстердама и привлек многих ценителей живописи. В общем целом сумма за все проданные творения из блистательной коллекции Яна Гилдермейстера составила 167 000 гульденов. Кроме перечисленных выше имен живописцев, чьи полотна были когда-то им приобретены, на торги были выставлены работы Мейндерта Хоббемы, Питера де Хоха, Габриэля Метсю, Жерара тер Борха.
Холст «Корабел Ян Риксен и его жена Грит Янс» Рембрандта, который сейчас находится в Букингемском дворце, был приобретен за 8 500 гульденов. Самая высокая цена в 10 450 гульденов была уплачена за картину талантливого нидерландского художника Паулюса Поттера с изображением группы животных и крестьянки, доящей корову. Поттер,- необыкновенно одаренный живописец семнадцатого века, часто рисовавший коров, быков и других домашних животных, был исключительно популярен в конце восемнадцатого столетия и в начале эпохи романтизма. Сейчас это полотно наряду с «Корабелом» Рембрандта является украшением Букингемского дворца в Лондоне. Многие шедевры голландских и фламандских мастеровиз собрания Яна Гилдермейстера на этом аукционе были приобретены иностранцами: их можно увидеть в музеях или частных собраниях Лондона, Парижа, Цюриха, Нью Йорка.К счастью, в Нидерландах тоже осталось немало шедевров.
«Напуганный Лебедь» Яна Асселина, — одна из картин, являющихся сегодня предметом гордости Галереи Славы в Рейксмузеуме Амстердама, была приобретена всего за 95 гульденов. Покупателем стал новоиспеченный директор Национальной художественной галереи Корнелис Сибилле Роос. Вместе со всеми аукционными сборами покупка обошлась ему в 100 гульденов, а «Лебедь» оказался первым экспонатом этой вновь созданной галереи, открытой для публики в 1800 году во дворце Хёйс-тен-Бос, в предместьях Гааги. Национальная художественная галерея явилась предшественницей Рейксмузеума в Амстердаме.
Архитектурные особенности Хёйс де Нёйфиле, его интерьеров и сада
Хёйс де Нёйфиле на канале Херенграхт — прекрасный образец домов восемнадцатого века. У него строгий двойной фасад из песчаникав в стиле Людовика XIV, к парадному входу ведет высокая и широкая двойная лестница. Этот стиль был очень характерен для Даниэля Маро, — сына французского придворного архитектора Жана Маро. Он был одним из многих гугенотов, бежавших в Республику Семи Объединенных Провинций от преследований католиков. Даниэль Маро оставил после себя много архитектурных памятников в разных городах Голландии. Здания, построенные в этом стиле, часто можно встретить на набережных Канального Ожерелья в Амстердаме. В строительстве Хёйс де Нёйфиле принимали участие в разное время разные архитекторы.
Парадная входная дверь с обеих сторон обрамлена коринфскими пилястрами, а над центральным окном второго этажа установлены фигуры кариатид. Венцом фасада является открытая балюстрада с барельефом, закрывающая собой крышу. По краям стоят две вазы, чуть в глубине два массивных дымохода, а довершает роскошный облик балюстрады позолоченная небесная сфера. На барельефе, с обеих сторон окруженном двумя аллегорическими женскими фигурами, изображены ангелочки, собирающие райские яблочки.
После приобретение великолепного городского дворца на Золотой Излучине в 1792 году, Ян Гилдемейстер распорядился изменить некоторые декоративные элементы в доме со старого стиля Людовика XIV, присущего более раннему периоду, на ставший более модным стиль Людовика XVI. Значительные изменения были внесены во внутреннюю отделку дома.
Когда поднимаешься по широкой лестнице, ведущей к главному входу и попадаешь внутрь, сразу ступаешь на пол, выложенный из отесанных почти до зеркального блеска плит белого мрамора. Прихожая и вестибюль, полностью декорированные изящной лепниной, словно светятся изнутри. Вместо винтовой лестницы, характерной для большинства зданий семнадцатого века, здесь мы видим парадную лестницу восемнадцатого столетия с богато украшенными резьбой перилами и изысканной лепниной вдоль лестничных пролетов. Богато украшенный лепниной свод наверху завершается купольным окном, а рассеянный свет, проникающий через него, придает помещению еще более изысканный флер.
Коридор, лестница и балюстрада в этом особняке — одни из самых монументальных в Амстердаме. Лестничные пролеты декорированы прелестными рельефами с изображениями богов, богинь и муз,- Аполлона, Венеры, Адониса, Талии. Женские фигуры символизируют музыку и театр. Скульптурные группы выполнены знаменитым голландским скульптором и мастером декоративной лепнины восемнадцатого века Яном ван Логтереном. Всего таких фигур вдоль балюстрады и окружающих ее стен шестнадцать.
В двух помещениях здания,- самом большом по площади парадном зале и смежной с ним более маленькой комнате, изображенных на полотне Адриана де Лели, располагалась основная часть коллекции. В бытность моей работы в Амстердамском Торговом Банке меньшая по площади комната служила секретариатом, а в бывшем парадном зале проходили заседания дирекции банка и корпоративные встречи.
Но Гильдемейстер использовал под картины и другие помещения, которых, естественно, на полотне мы видеть не можем. Небольшая комната, справа от парадного входа, именовалась комнатой Мушерона. Она была названа так по имени превосходного голландского художника-декоратора и пейзажиста Изака де Мушерона, и выдержана в оттенках темно-зеленого цвета. Все стены в ней украшены восхитетельными росписями этого одаренного мастера. В 1907 году, когда здание занимало Голландское Общество по страхованию жизни, комната Мушерона служила приемной для посетителей, а в нашем банке в ней находился кабинет председателя правления и одновременно генерального директора.
В парадном зале находится, пожалуй, самая впечатляющая в особняке потолочная роспись, созданная выдающимся живописцем восемнадцатого века Якобом де Витом, изображающая возвращение с охоты Дианы на Олимп. Творение подписано и датировано его именем,- Якоб де Вит, 1731 год. Фрагмент этой работы гениального мастера виден на полотне Адриана де Лели. В 1792 году для оформления декоративных элементов было использовано большое количество сусального золота, но некоторые старые потолочные детали сохранились в первозданном виде. Два больших камина из белого мрамора с зеркалами, а также различные барельефы над дверными проемами с изображением фигурок пути, голов Меркурия и Минервы добавляют интерьерам дома еще большее великолепие. В росписи стен и потолка особняка принимали такжеучастие другие именитые художники восемнадцатого века: уже упомянутый выше Юрриан Андриссен и Энтони Эллигер. Фотографии потолочной росписи работы Якоба де Вита и Энтони Эллигера можно видеть в фото галерее.
Особого внимания заслуживает и сад при Хёйс де Нёйфиле. Все дома, расположенные вдоль каналов, имели при себе сад. Чем дороже был особняк и богаче хозяин, тем роскошнее был сад. А на Золотой Излучине стояли самые изысканные дворцы, в которых жили граждане с самыми высокими доходами и амбициями. При таких особняках непременно был еще и каретный двор. Часто фасад каретного дома со стороны сада или внутренний садовый домик были украшены почти также богато, как и основное здание. Вот и Дом на Излучине имел при себе очень впечатляющий садовый домик, напоминавший своим обликом особняк в миниатюре, и отличавшийся от настоящего дома только размерами. Его фасад тоже выдержан в стиле Людовика XIV,- с двумя ионическими колоннами, балюстрадой с гребнем-раковиной и двумя бюстами в нишах.
Как и многие другие особняки, Дом на Золотой Излучине на протяжении всех лет с момента своего строительства переходил от одного хозяина к другому. С 1907 года долгое время в нем располагалось Голландское Общество по страхованию жизни. В шестидесятые годы прошлого столетия его полностью отреставрировали. Гораздо позже там находился вышеупомянутый мной банк. В настоящее время здание используется как офис американской электронной компании.