Художник Лука Лейденский — лучший гравёр в истории искусств
Нижние Земли во все времена славились своими живописцами. К середине 16-ого века снискали себе славу такие мастера Северных Нидерландов, как Питер Артсен и Дирк Баренц из Амстердама, Гертген тот Синт-Янс, Дирк Баутс, Ян Мостарт, Корнелис Корнелиссен из Харлема. Антонис Мор и Йоахим Эйтевал из Утрехта. Среди талантливых мастеров того времени в Лейдене были Арт Класзон, Артген ван Лейден. Но наиболее ярким представителем Северо-нидерландской художественной школы 16-ого столетия является художник Лука Лейденский, или Лукас ван Лейден. Более того, он считается одним из лучших граверов в истории искусства. Сразу стоит отметить, что художник Лукас ван Лейден и его коллега и однофамилец Артген ван Лейден не являются родственниками. Просто раньше фамилий как таковых не было, и очень часто людям присваивали имена тех мест, откуда они были родом.
Художник художник Лука Лейденский прославился в первую очередь своими гравюрами, которые благодаря их широкому распространению уже при жизни мастера принесли ему большую известность среди коллег по цеху и ценителей искусства. Он был гравером редкостной техники и неординарных способностей. Сюжеты его гравюр варьируются от светских до пасторальных, от религиозных до гедонистических. Несмотря на несомненное влияние на Лукаса ван Лейдена итальянского Возрождения и маньеризма, художник оставался верными классическому голландскому стилю. На его работах всегда прослеживается связь новаторской композиции в сочетании с изысканными деталями и оттенками.
Страсть к рисованию
Гравер, живописец, рисовальщик и художник Лука Лейденский родился в семье Хуго Якобса, и его первой жены Мари Хендриксдр. Самые подробные факты биографии этого мастера изложены в «Книге о художниках», автором которой является поэт, писатель и живописец Карел ван Мандер. В ней Лукас характеризуется как необычайно одарённый ребёнок исключительного таланта гравёр и художник. Безусловно, этот труд, написанный в 1604 году, является важным, но, к сожалению, не всегда надежным источником. Если довериться данным, указанным в книге Карела ван Мандера, то Лукас родился в мае или июне 1494 года. Позже историки подвергали сомнению подлинность этой даты, а некоторые даже подозревали, что будущее дарование родился на пять лет раньше, в 1489 году, но официальным годом рождения мастера всё же продолжает считаться 1494 год.
Опять-таки из книги ван Мандера нам известно, что детские игрушки мальчику заменяли различные принадлежности для рисования, начиная от кусочков мела или угольков, и заканчивая кистями для живописания и резцами для гравюр. Страсть к рисованию передалась Луке с генами, поскольку его отец тоже был художником. Рисовал мальчик и днями, и ночами, что не могло не беспокоить родителей. Может показаться, что волновались взрослые в большей степени о большом количестве свечей, которые Лука расходовал в тёмное время суток, что, соответственно, стоило недёшево, а голландцы слывут одной из самых бережливых наций. Но мать мальчика, как раз гораздо больше переживала о здоровье сына, полагая, что подобные нагрузки с ночными бдениями слишком велики для детского организма и могут плохо сказаться на его здоровье. Привычку работать подолгу и помногу, художник Лукас ван Лейден не оставлял до последнего дня.
Способности Луки в области искусства и живописи были настолько универсальными, что он в равной степени талантливо писал масляными красками, создавал гравюры и не менее мастерски работал с витражами. Ему прекрасно удавались портреты, пейзажи, работы на историческую и библейскую тематику. Его работы содержат элементы как готики, так и ренессанса, и поэтому рассматривались как переход между двумя периодами, о чем свидетельствует его использование перспективы.
Художник Лука Лейденский — первые учителя и успехи
Вероятнее всего, первым учителем подрастающего таланта был его отец. Позже мальчик попал в мастерскую Корнелиса Энгелбрехтсена, бывшего в тот период одним из ведущих художников города Лейден. О его жизни, мы знаем всё из той же биографической «Книги о художниках» Карела ван Мандера. Корнелис Энгелбрехтсен, был представителем лейденской школы своего времени, работая в традициях пятнадцатого века. Он писал картины на библейскую и религиозную тематику, а также создавал алтари и запрестольные образы для монастырей и церквей в Лейдене и его окрестностях. Творчество Энгелбрехтсена отличал скрупулёзный подход к деталям. Под его опекой Лукас ван Лейден начал писать жанровые сцены.
Лука считался не по годам развитым из-за своего высокого мастерства в исполнении гравюр и рисунков. Он мог придать повествовательные качества библейским и светским сюжетам, как никто другой.
Будучи в возрасте двенадцати лет, Лука написал картину для зажиточного гражданина Лейдена, члена городского совета и мецената Геррита ван Локхорста, изобразив на ней Святого Хуберта. Заказчик остался настолько довольным результатом, что заплатил мальчику целых двенадцать золотых дукатов, — по одному за каждый прожитый Лукой год.
В пятнадцатилетнем возрасте юный художник Лука Лейденский создал много гравюр и витражей. Фрагмент одной из гравюр того времени «Се человек», можно видеть в галерее. Все эти работы подростка уже являются творениями профессионала высокого класса. Это касается абсолютно всего: и техники исполнения, и изображения человеческих фигур, одежды, и заднего фона, и пейзажа.
Художник Лука Лейденский. Женитьба и ранний уход
Вскоре после 1526 года молодой человек женился на Элизабет ван Босхёйзен, происходившей из знатной семьи в Лейдене. Ее отец, Якоб ван Босхёйзен, был бургомистром. Этот брак остался бездетным. Но в молодости, примерно в 1512 году, у Лукаса ван Лейдена родилась внебрачная дочь Марайтье, которая вышла замуж за художника Даммаса Класа де Хоя. У пары родился сын Лукас Даммес, внук Луки Лейденского, который тоже стал художником. На свет мальчик появился совсем незадолго до ухода деда, буквально за девять дней. Именно внук Луки был для ван Мандера основным источником информации о его деде, когда биограф писал свой труд. По этой причине некоторые историки оспаривают дату рождения Лукаса ван Лейдена, поскольку они считают, что внук мог не знать точного года рождения деда. Лукас Дамессен скончался в 1604 году в Утрехте, дожив до семидесяти одного года. Он стал довольно хорошим живописцем.
Есть свидетельства того, что художник Лука Лейденский принадлежал к зажиточной части лейденской буржуазии, поскольку был членом гражданского ополчения. Гвардейцы стрелковых гильдий принимали участие в подавлении беспорядков и в военных действиях. Стрелкам приходилось платить за собственное снаряжение и обмундирование. Именно поэтому они обычно происходили из высших слоев населения.
Художник Лука Лейденский покинул этот мир довольно молодым, в возрасте 39 лет, в 1533 году, и был погребён в церкви Святого Петра, в Лейдене. Причиной его раннего ухода стал затяжной туберкулез. Последние несколько месяцев он не вставал с постели. Но даже тогда мастер не позволял себе оставаться без любимого занятия. Он или писал картины, или гравировал. Это была не просто приверженность любимому делу, а всепоглощающая страсть, которая с годами только накалялась, и утолить её он мог, постоянно работая.
Триптих «Исцеление иерихонского слепца»
Мастер никогда не останавливался на достигнутом, всегда совершенствуя свою технику и находя новые образы и средства их воплощения. В разное время он черпал вдохновение в гравюрах и картинах своих собратьев по ремеслу: Иеронимуса Босха, Альбрехта Дюрера, живописца эпохи Возрождения Рафаэля. Хотя Лука никогда не видел работ итальянского коллеги, он знал их по репродукциям другого рисовальщика и гравёра Маркантонио Раймонди. В отличие от многих гениальных живописцев, не признанных при их жизни, творчество Лукаса ван Лейдена было по заслугам оценено уже его современниками и коллегами: Хендриком Гольциусом, Альбрехтом Дюрером, а также биографами художников Джорджо Вазари и уже упомянутым Карелом ван Мандером.
По мнению ван Мандера самым лучшим из всех произведений живописца может считаться небольшого размера складень «Исцеление иерихонского слепца». Хендрик Гольциус, тоже весьма успешный художник из Харлема, был тонким знатоком и большим ценителем творчества Лукаса, и приобрёл триптих в 1602 году за весьма приличную сумму. В 18-ом столетии складень попал в собрание императрицы Екатерины Великой, и теперь является собственностью Эрмитажа Санкт-Петербурга.
Сюжетом для картины послужила сцена из главы Евангелия от Марка, в которой рассказывается о возвращении Иисусом зрения слепому Вартимею из Иерихона. Вообще изображение на триптихе мало напоминает Евангельский сюжет. На нём Иисус изображён в виде простого странника. Как и на других своих работах, Лукас показывает героев чуть поодаль, а не на переднем плане композиции. Зритель будто является свидетелем жанровой сцены, а не рассматривает религиозный сюжет. Предполагается, что складень предназначался для часовни местного госпиталя, а не для монастыря или церкви. Если присмотреться к персонажам, которых на панели довольно много, то можно легко заметить, что каждый из них наделён художником собственной индивидуальностью. Это видно по их позам, жестам, выражению лиц. У каждого из них собственные эмоции по восприятию того чуда, которое вот-вот произойдёт у них на глазах.
Встреча с Дюрером
Из всех гравюр мастера ван Мандер наиболее замечательной считает портрет императора Максимилиана Австрийского, когда тот находился с визитом в родном городе художника. Император приезжал в Лейден для принятия присяги верности. По мнению ван Мандера, это был самый лучший из всех портретов, которые когда-либо создал художник. Он отличался невероятной красотой исполнения, и кроме того, от портрета исходила необычайная энергия.
В 1521 году Лукас ван Лейден встречался в Антверпене с немецким художником Альбрехтом Дюрером. Двое коллег обменялись друг с другом гравюрами, и Дюрер нарисовал портрет Луки Лейденского. Тот факт, что знаменитый немецкий художник нарисовал портрет своего более молодого коллеги из Нидерландов, свидетельствует о большом признании и славе, которыми пользовался Лукас.
Художник Лука Лейденский много путешествовал. В возрасте тридцати трех лет они с коллегой, тоже выдающимся живописцем Нидерландов Яном Госсартом, посетили такие города Нижних Земель, как Мехелен, Антверпен и Гент. Там Лука устраивал пирушки для своих товарищей-художников, за каждую из которых платил по 60 гульденов. Во время этого путешествия биограф Карел Ван Мандер описывает Лукаса ван Лейдена как человека с налётом тщеславия, одетым в очень дорогие одежды. Подобного рода поездки способствовали распространению славы живописца и влиянию его творчества на работы собратьев по кисти. Позже, когда ван Лейден стал серьёзно и постоянно болеть, он всё чаще терзался сомнениями, что во время той поездки кто-то из его коллег по цеху мог отравить его из зависти.
Художник Лука Лейденский. Триптих «Страшный суд»
Одним из самых известных и ярких произведений искусства в коллекции лейденского музея Де Лакенхал является огромный алтарь «Страшный суд», созданный художником примерно в 1526–1527 годах по заказу Класа Диркса ван Свитена (Claes Dircksz van Swieten), богатого торговца лесом и кораблями. Как это было принято в то время, ван Свитен совмещал коммерческую деятельность с обязанностями бургомистра Лейдена. На алтаре изображены восставшие из могил усопшие, ожидающие своей дальнейшей участи. Кого-то из них уносят прекрасные ангелы в рай, а кого-то загоняют в пасть ада дьявольские монстры. Подробнее о триптихе можно почитать по ссылке. «Страшный суд» Луки Лейденского в Амстердаме.
Триптих мастера «Страшный суд» всегда, даже в разрушительные для церковных изваяний и изображений времена иконоборчества, оставался в городе Лейден, за тремя небольшими исключениями. Первый раз, во время Второй мировой войны, огромный триптих хранился в провинции Лимбург. В 1958 году он выставлялся в Рейксмузеуме Амстердама. В третий раз во время реставрации и расширения музея де Лакенхал в период с 2016 по 2018 год его вновь временно поместили в Галерею Славы Государственного музея в Амстердаме.
Художник Лука Лейденский и его влияние на творчество коллег
В 2011 году музей Де Лакенхал организовал выставку «Лукас ван Лейден и эпоха Возрождения». Впервые его работы были показаны в контексте произведений таких художников, как Альбрехт Дюрер, Иоахим Патинир, Маркантонио Раймонди, Артген ван Лейден и Корнелис Энгебрехтсен. На выставке триптих «Страшный суд» Луки Лейденского впервые демонстрировался вместе с его работами «Танец вокруг золотого тельца» (из собрания Рейксмузеума Амстердама) и «Христос, исцеляющий слепого из Иерихона» (из собрания Эрмитажа Санкт-Петербурга). На открытии данной экспозиции присутствовала Королева Нидерландов Беатрикс.
Работы Луки Лейденского оказали большое влияние на последующие поколения живописцев: уже упоминавшегося Хендрика Гольциуса, Питера Брейгеля-старшего, конечно же, Рембрандта ван Рейна. Наверное, неслучайно оба мастера родом из одного города. Каждый из них внёс неоценимую лепту в развитие изобразительного искусства. Известно, что Рембрандт был заядлым коллекционером графических работ Лукаса. Только в 1642 году он потратил сумму примерно в 250 гульденов на приобретение гравюры Ван Лейдена. По тем временам это составляло годовую заработную плату рабочего.