Когда Рембрандт ван Рейн приступил к написанию полотна, которое позже получит название «Ночной дозор», он вряд ли предполагал, что этой его работе суждено будет стать самой знаменитой картиной не только на его родине в Нидерландах, но и далеко за ее пределами. Пожалуй, немногие творения голландских художников вызывают столько интереса и споров, как это произведение выдающегося живописца 17-ого века. Кому-то повезло увидеть картину своими глазами в Зале славы Рейксмузеума в Амстердаме, многие читали о ней в журналах, книгах и в интернете, кто-то смотрел программы, посвященные этому полотну по телевидению. Но с годами интерес к «Ночному дозору» не только не утихает, а с каждым разом возрастает с новой силой. В чем же причина такой популярности именно этой картины мастера? Какие загадки скрывает в себе холст, и какие тайны открывает обратная сторона «Ночного Дозора»?
На эти вопросы помогают ответить ученые и искусствоведы в проекте, который был запущен в 2019 году и получил название «Операция Ночной Дозор». Это команда, состоящая из тридцати человек, включающая в себя реставраторов, консерваторов, ученых, историков искусства и аналитиков из разных стран. Подробнее о проекте можно почитать по этой ссылке.
За последние два с половиной года знаменитый шедевр Рембрандта подвергся обширным исследованиям и детальному анализу. Каждая вновь обнаруженная при помощи современных технологий деталь дает ученым больше информации о творческом процессе, через который прошел живописец, о его первоначальном замысле, об образе мыслей и художественном выборе мастера. Несколько лет назад такой комплексный подход был попросту невозможен. Благодаря новейшим технологиям проект «операция Ночной дозор» установил новый стандарт в исследованиях творчества Рембрандта. Открытия, сделанные во время исследовательского процесса позволяют смотреть и на остальные картины живописца другими глазами, потому как, по словам Петрии Нобл, — руководителя реставрационной мастерской Рейксмузеума в Амстердаме, теперь исследователи знают, что искать.
Единение Амстердама и персонажей «Ночного дозора»
Позволив гениальному Рембрандту запечатлеть себя на холсте, мушкетеры тем самым, навсегда вошли в анналы голландской истории и истории Амстердама, став неотъемлемой ее частью. Поэтому говорить о «Ночном дозоре» невозможно, не познакомившись предварительно с историей этого многоликого города. Прошлое не абстрактно, ведь каждый из персонажей полотна ходил много раз по узким мощеным улицам столицы Голландии, и играл определенную роль в жизни и процветании своего города. Во время обзорной экскурсии по историческому центру Амстердама гид показывает место, где находилась штаб-квартира именно этой стрелковой роты, дома, в которых проживали некоторые из изображенных на холсте мушкетеров. Не обходится и без рассказов об их статусе, взаимоотношениях, личной жизни. И тогда на экскурсии в Рейксмузеуме перед зрителем словно открывается обратная сторона «Ночного Дозора», ведь они уже знают, что представляли собой и чем жили увековеченные Рембрандтом на полотне мужчины. Тогда и смысл картины открывается по-другому.
Что известно о персонажах «Ночного дозора»
Если о капитане Франсе Баннинге Коке и лейтенанте Виллеме ван Рёйтенбюрхе, – двух фигурах на переднем плане, можно найти достаточно информации, то далеко не все знакомы с биографиями других персонажей на холсте. Поверьте, истории их судеб не менее интересны и заставляют взглянуть на гвардейцев другими глазами. Как сказано выше, я подробно рассказываю об этом на обзорной экскурсии в Амстердаме, и на экскурсии по местам Рембрандта, и в самом музее.
Знаете ли вы, что:
- «Ночной дозор» — вовсе не официальное название картины
- почему семнадцать мужчин решили увековечить себя на этом полотне
- какие посты они занимали, и как сколачивали свои состояния
- какие отношения сложились внутри роты
- что представлял собой город Амстердам в момент создания полотна
Рембрандт, должно быть, долго искал идеальную композицию для своей амбициозной картины, изображающей городскую дружину ополчения Амстердама. Да по другому и быть не могло, учитывая сложность произведения и размеры холста. На полотне уже в предыдущих исследованиях были обнаружены фрагменты с так называемыми пентименто. Пентименто — это изменения, внесенные в композицию самим художником. Но благодаря новейшим передовым технологиям визуализации реставраторы обнаружили гораздо больше изменений.
Итак, какой же открылась перед исследователями обратная сторона «Ночного Дозора»?
К сегодняшнему моменту ими было сделано несколько открытий.
Обратная сторона Ночного Дозора. Набросок художника
Прежде всего, исследователи обнаружили под несколькими слоями краски «Ночного Дозора» набросок, о котором ранее могли только подозревать. Действительно и раньше были предположения, что Рембрандт сделал эскиз на холсте прежде, чем начал писать картину, но теперь это фактически доказано с помощью передовых компьютерных технологий с использованием сложного процесса визуализации.
Первоначальный набросок был выполнен бежевой краской с высоким содержанием мела, и это было выявлено путем исследования содержания кальция в пигменте с помощью визуализации Macro-XRF. Анализ показал, что окончательная композиция очень похожа на первоначальный набросок, но есть существенные изменения, которые Рембрандт внес в процессе работы. Именно краска бежевого цвета, которую мастер использовал для наброска, позволила обнаружить эскиз с помощью вышеназванного метода. Дело в том, что в ней содержится много извести, и специально составленная учеными с помощью технологий «кальцевая карта» помогла выявить предварительный эскиз. Особенно хорошо его видно в верхней части холста, где Рембрандт использовал менее толстые слои краски. На ранее исследованных картинах мастера подобные наброски не были обнаружены, так что это стало новым открытием.
Тако Диббитс, генеральный директор Рейксмузеума, в связи с этим говорит о «прорыве в исследованиях», и утверждает, что обнаружение под лакокрасочной поверхностью наброска впервые дает реальное представление о процессе работы над холстом художника, о том, как тот ищет правильную композицию.
Обратная сторона Ночного Дозора. Собака
Собака на полотне еле заметна, ведь над животным нависла своего рода белая дымка, из-за которой его практически невозможно увидеть. Но если присмотреться, то видно, что собака яростно лает. Она реагирует таким образом на громкие звуки барабанной дроби, сигнализирующей о том, что рота должна готовиться к выступлению. Животному передается всеобщее воодушевление и волнение, царящее в городе и захлестнувшее мушкетеров.
Кстати сказать, собака больше остальных персонажей пострадала от воздействия времени и условий окружающей среды. В самом начале «операции Ночной дозор» все еще предполагалось, что белая дымка, нависшая над животным, была вызвана образованием кристаллов в краске. Теперь стало понятно, что этот эффект является следствием воздействия внешних условий. В результате контуры собаки намного светлее, чем они были 379 лет назад, когда писалась картина.
Перья на шлеме, «третья нога» и лишний меч
Обратная сторона Ночного дозора приоткрыла еще некоторые секреты: как оказалось, Рембрандт изначально изобразил перья на шлеме лучника Клааса ван Крёйсбергена, но позже закрасил их снова по какой-то причине (этот мушкетер стоит между двумя персонажами в шляпах, позади капитана).
Мастер также скорректировал положение ног сержанта Ромбоута Кемпа (стрелок в шляпе, стоящий в правой части холста с вытянутой рукой). Благодаря множеству сканирований стала видна еще одна, ранее закрашенная художником нога.
Есть также признаки того, что между капитаном и лейтенантом был еще один меч. Кроме того, на наброске видно, что по первоначальному замыслу у Рембрандта над ротой выступало еще больше копий.
Обратная сторона Ночного Дозора. Качество краски
Изучив знаменитый экспонат группового портрета амстердамской милиции, исследователи пришли к выводу, что несмотря на возраст холста, краска в некоторых местах все еще в довольно хорошем состоянии. Примером этому может служить богато декорированный костюм лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрха. Краска, которой написан его роскошный наряд все еще в отличном состоянии. Но, к сожалению, на некоторых других фрагментах краска выглядит немного «потертой», что отчасти связано со множеством процедур, которым холст подвергался, начиная уже с семнадцатого века.
На копии «Ночного дозора», приписываемой Герриту Лунденсу, видно облако дыма в результате выстрела из мушкета. Но на самом полотне Рембрандта можно найти только слабые следы дымки.
Есть еще фрагменты, на которых видны потертости краски на холсте, например, в одежде Франса Баннинга Кока.
Также на лице Яна ван дер Хеде (стрелок, стоящий слева от капитана, одетый в красный костюм) видны даже нити холста, и создается впечатление, что его лицо в области носа покрытого пятнами сыпи. Очевидно, краска могла раствориться в некоторых местах во время удаления лака в прошлом.
Было обнаружено, что раньше краска имела большую интенсивность цвета во многих местах. Например, некоторые фрагменты пигмента смальты (кобальтовый синий) изначально были гораздо ярче, чем сегодня. Изменение цвета является результатом естественного процесса разложения краски и поэтому необратимо.
Последующие реставрационные и изыскательские работы
С 18 января полотно будет повторно растянуто. Это вынужденная мера, потому что холст имеет так называемые «волны»,- деформационные изменения, которые видны особенно в верхнем левом углу. Они появились в начале этого века, после того, как «Ночной дозор» был перенесен из своего обычного места в Галерее славы в соседнее крыло Филлипс во время длительной реставрации главного здания десять лет назад. Причиной этих волнообразных вздутий послужили значительные колебания температуры и влажности в разных залах музея, что свидетельствует о проблемах, которые могут возникнуть при перемещении такой большой картины в немного иную среду. Эта операция займет не менее двух-трех месяцев.
Потребуются ли дальнейшее реставрационные холста, станет ясно лишь на более позднем этапе, поскольку все исследуется и определяется шаг за шагом. Дело в том, что с некоторыми повреждениями, к огромному сожалению, уже ничего нельзя поделать.
В любом случае реставрационные работы и дальнейшие изыскания искусствоведов и ученых продолжаются, ведь наверняка обратная сторона «Ночного Дозора» открыла перед зрителем еще далеко не все свои тайны.