Голландия всегда славилась своими ремеслами. Многие из них исчезли, какие-то дошли до наших дней. Волшебные пейзажи, причудливые деревья, диковинные цветы, заморские птицы: в восемнадцатом веке было модно украшать комнаты пейзажами, нарисованными на обоях. В таких расписанных вручную обоях часто скрывались целые истории с отсылками к дому и его обитателям. Иногда подобное настенное искусство представало в виде панорамы, охватывая всю комнату. До 23 января 2022 года музей Западной Фризии (Фрисландии) в Хорне проходит выставка «Настенное ремесло, очарование расписных обоев». Посетители знакомятся с великолепными образцами обоев ручной росписи восемнадцатого и девятнадцатого столетий, а также с современными работами, каждая из которых представляет собой идеальное произведение искусства. Старинное голландское ремесло художественной росписи стен заняло свою собственную нишу в истории искусств Нидерландов.
Старинное голландское ремесло. Искусство росписи обоев
Это старинное голландское ремесло, вероятно, появилось в Нидерландах около 1585 года. После того как пали Мехелен и Антверпен, попав в руки испанцев, десятки тысяч жителей этих краев бежали в Северные Нидерланды. Среди них кого только не было: вольнодумцы, ремесленники, торговцы, банкиры, люди, имеющие отношение к искусству: резчики по дереву, художники по стеклу, ювелиры, живописцы. Скорее всего, были там и художники, которые привезли с собой технику росписи обоев в Северных Нидерландах. Этот вид искусства не сразу получил признание в Нижних Землях, на это ушло какое-то время. Лишь в восемнадцатом веке художественная роспись на стенах, или обои ручной росписи стали по-настоящему популярны.
Первоначально такую роскошь могли позволить себе только зажиточные главы города и регенты, но во второй половине восемнадцатого века они все чаще стали появляться и в городских и загородных домах зажиточной буржуазии. Когда спрос увеличился, небольшие частные мастерские уступили место обойным фабрикам, что привело к снижению себестоимости продукции. Обои часто украшали гостиные, садовые комнаты в городских домах или загородных поместьях, но их также можно было видеть в комнатах регентов при хофьез богаделен или детских приютов. Например, когда я провожу обзорную экскурсию в городе Харлем, я всегда в одном из двориков (хофьез) показываю туристам комнату регентов с сохранившимися в ней дивными по своей красоте расписными обоями. Подобные расписные обои можно видеть и в доме-музе Ван Лоон в Амстердаме, и в доме-музее Хониг-Брейтёйс в Заандаме, что напротив музея под открытым небом Заансе Сханс, в загородном поместье Тромпенбург.
Обойные фабрики или мастерские
Одна из таких обойных фабрик была частью компании Vaderlandsche Maatschappij (Патриотическое общество), основанной в Хорне меннонитским священником и торговцем Корнелисом Рисом в 1777 году. Ее целью было обеспечение работой, доходами и образованием беднейшей части населения города. Это не была фабрика в современном понимании этого слова, она фактически являла собой большую мастерскую. Помимо художников и их помощников, было нанято много других сотрудников.
Прежде чем полотно расписывали, нужно было проделать большой объём предварительных работ. Например, подобрать краску, лак и шпаклевку, раскроить полотно по нужному размеру, подготовить к транспортировке, и так далее. Кроме того, нанимались специализированные рабочие, которые прикрепляли полотно к стенам в доме заказчика. Художники по обоям обычно не пользовались статусом художников, несмотря на их опыт, мастерство или талант. Они скорее считались ремесленниками. Ведь расписные обои, как правило, создавались сразу несколькими людьми: они раскрашивались по уже существующим рисункам. Но художественная роспись на стенах часто служила хорошим стартом и опытом для многих пейзажистов начала девятнадцатого века.
Старинное голландское ремесло. Дань моде
Искусство художественной росписи стен получило широкое распространение в Нидерландах, — комнатные обои стали очень модными. В начале восемнадцатого столетия стены в основном украшали итальянские пейзажи, в которых центральной была мифологическая, аллегорическая или историческая тема. В середине века вкусы изменились, и люди стали предпочитать более сдержанные пейзажи.
После 1750 года зажиточный средний класс и элита стали больше интересоваться природой под влиянием растущего культа естества. Тогда в гостиных стали появляться швейцарские и немецкие речные и горные пейзажи. Многих вдохновляли романтические картины с изображением голландской природы: извилистые тропинки и пастухи со своими стадами, или фермеры с овцами и коровами. Некоторые желали видеть на стенах своих гостиных море или корабли в гавани. Другие предпочитали виды деревень, голландских усадеб на воде с такими модными в то время чайными домиками. В последней четверти восемнадцатого века, примерно во время основания Vaderlandsche Maatschappij, в моде были голландские пейзажи. Раскопки, проводимые в Греции и Италии увеличили спрос на изображения классических объектов, таких как храмы, руины, колонны, статуи и урны. Склонность к экзотике отразилась и в отделке стен.
Роспись стен на заказ
Сюжеты росписи изначально зависели исключительно от пожеланий клиента, и часто имели отношение к социальному статусу или амбициям заказчика. Позже стали все больше использовать уже существующие заготовки, хотя нередко предусматривалась возможность того, что клиент мог добавить конкретные детали по своему вкусу. Обои изготавливались в соответствии с предполагаемым пространством, с учетом падения света и стилем облицовки. Иногда целью было даже создать оптическую иллюзию панорамы. В этом случае, все стены комнаты по периметру оклеивались обоями, при этом разрисованным полотном покрывали двери, встроенные шкафы или камины, чтобы не нарушать целостности изображения. Это называлось «по комнатному кругу». Со временем люди все чаще переходили на обои, напечатанные на деревянных блоках, своего рода предшественников современных обоев. Ведь такие заготовки стоили значительно дешевле, чем ручная роспись.
Старинное голландское ремесло
В 1827 году, спустя пятьдесят лет после открытия, обойная фабрика Vaderlandsche Maatschappij остановила производство; художественная роспись на стенах потеряла былую популярность, и расписные обои вышли из моды. Однако к тому времени более сотни домов в Нидерландах были оклеены обоями, произведенными на Vaderlandsche Maatschappij в городе Хорн. Казалось, что вместе с закрытием фабрики это старинное голландское ремесло кануло в Лету. К счастью, в музее Западной Фризии в Хорне сохранилась серия из примерно 120 рисунков этой обойной фабрики. В основном это акварели и несколько рисунков пером. Также на выставке «Настенное ремесло, очарование расписных обоев» представлены некоторые образцы старинных обоев с фабрики Хорна.
Новая жизнь забытого ремесла
Музей Западной Фризии предлагает зрителю оценить, как на фоне прошлого отражается настоящее, поэтому помимо старинных образцов на выставке можно полюбоваться работами современного дуэта художников из Роттердама. Яап Снейдер и Марчело Хименес спустя более 150 лет вдохнули новую жизнь в это старинное голландское ремесло. Как-то на стенах одного из поместий под Утрехтом им на глаза попались китайские обои, расписанные вручную. Молодые художники были настолько поражены красотой и изяществом увиденного, что решили связать свою деятельность с этим видом искусства. Они годами изучали необходимый материал, основанный на опыте старых мастеров, погружаясь в историю, технику и дизайн создания таких обоев. Художественная роспись на стенах стала не только их хобби, но и статьей дохода. Дизайнеры разрабатывают эскизы и изготавливают обои на заказ полностью вручную в современном стиле, но по технологии 17, 18 и начале 19 веков.
Художники рисуют панорамы и пейзажи с птицами, цветами и растениями, животными, применяя старые методы. При этом они используют новые продукты и материалы. Заказы на такие работы поступают к ним из Нидерландов и из-за рубежа как от крупных предприятий и государственных музеев, так и от частных лиц. Так что можно с уверенностью сказать, что старинное голландское ремесло росписи стен не забыто, и более того, оно возрадилось благодаря энтузиазму и знаниям современных художников-ремесленников.