Великий нидерландский живописец семнадцатого века Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) оставил после себя грандиозное наследие. Но до сих пор в среде искусствоведов не утихают споры вокруг некоторых художественных творений семнадцатого века: принадлежат ли они кисти прославленного мастера, или являются работой одного из его учеников, а возможно, и подражателей. Портрет Рембрандта «Голова бородатого мужчины» относится к той категории картин, авторство которых все же вызывает сомнение у специалистов. Эту очередную загадку вскоре предстоит разгадать искусствоведам, ученым и историкам.
В связи с этим в 1968 году был создан Исследовательский проект Рембрандта (Rembrandt Research Project), просуществовавший до 2014 года. Ученые, историки и искусствоведы,- участники данного проекта, занимались исследованием различных полотен семнадцатого века, авторство которых подвергалось сомнению. Зачастую подобные работы все же приписывали самому Рембрандту, а некоторые картины атрибутировали как произведения других коллег гениального творца по цеху.
Вот и еще один портрет «Голова бородатого мужчины» вызвал много вопросов по поводу своей принадлежности кисти прославленного голландского живописца.
2019 год в Нидерландах был объявлен годом Рембрандта. В рамках программы этого года в разных городах Голландии проводились всевозможные мероприятия, фестивали, выставки, концерты, связанные с именем этого незаурядного живописца. Многие из них проходили на родине прославленного мастера. Выставка в музее де Лакенхал «Молодой Рембрандт — Восходящая звезда» явилась заключительным этапом годовой программы, посвященной памяти творца. «Голова бородатого мужчины» наряду с другими шедеврами живописца была выставлена на экспозиции «Молодой Рембрандт». Теперь выставка под таким же названием проходит в музее Эшмола в Оксфорде (Великобритания).
Портрет «Голова бородатого мужчины» с 1951 года является собственностью этого музея и до последнего времени находился в его хранилище. По мнению профессора Эрнста ван де Ветеринга, это произведение не является плодом трудов мастера. Ветеринг — признанный историк искусств, один из ведущих специалистов по творчеству Рембрандта, какое-то время занимавший руководящий пост в Исследовательском проекте. Он и его сторонники были уверены, что «Голова» написана одним из учеников или последователей талантливого художника во второй половине семнадцатого века.
Однако некоторые искусствоведы скептически отнеслись к заключению Ветеринга. В частности сотрудница депозитария Ан Ван Кэмп, работающая в музее Эшмола с 2015 года, не согласилась с выводами ученого мужа. А недавно Кэмп пришла почти что к твердому убеждению, что мужской портрет все-таки мог быть написан самим Рембрандтом. Будучи прекрасно знакомой с биографией и творчеством художника, Кэмп знала, что в 1630 году, работая в Лейдене, тот посвятил много времени написанию портретов стариков с меланхоличным, задумчивым взглядом.
Усомнившись в выводах уважаемого профессора, она обратилась к еще одному известному ученому-дендрохронологу Питеру Кляйну с просьбой вновь внимательно изучить картину. Научный метод дендрохронологии основан на анализе годичных колец древесины, что позволяет определить ее возраст и место произрастания. По заключению Кляйна дерево было срублено в районе Балтики приблизительно в период между 1618 — 1628 годами. Ан Ван Кэмп полагает, что примерно два года спустя панель попала в мастерскую Рембрандта в Лейдене.
Питер Кляйн утверждает, что деревянная панель с изображением «Андромеды, прикованной к скале» Рембрандта (1630 г.) из собрания Маурицхейса в Гааге, того же происхождения, что доска с портретом матери Рембрандта, написанным Яном Ливенсом в то же время (картина находится в Дрездене).
В ранние годы своего творчества оба живописца делили художественную студию в Лейдене, в которой не только создавали произведения изобразительного искусства: рисунки, гравюры, картины, но и набирали себе учеников.
Несмотря на то, что Ливенс был младше Рембрандта на год, он гораздо раньше попал на обучение в мастерскую Питера Ластмана, известного художника из Амстердама, писавшего полотна на исторические сюжеты. Рембрандт станет подмастерьем Ластмана лишь через несколько лет после этого. Ливенс довольно рано начал заниматься самостоятельным творчеством, и считался очень удачливым и талантливым. Обоих творцов связывало много общего. Они оба появились на свет в Лейдене, как уже упоминалось, в разное время находились в обучении у одного преподавателя. С 1624 года на протяжении пяти лет они были не просто коллегами, но друзьями и партнерами.
Рембрандт насовсем перебрался в Амстердам в 1631 году, а год спустя и Ян Ливенс покинул пределы Нидерландов, уехав в Англию, где стал придворным художником.
В работах, созданных ими за годы совместного творчества, чувствуется влияние, которое они оказывали друг на друга. Молодые дарования создавали картины на одни сюжеты и в одном стиле, становились друг для друга моделями, позируя для картин, а порой даже вместе работали над одним полотном. Некоторые из их творений того периода так похожи друг на друга, что искусствоведам затруднительно приписать их одному или другому мастеру. Портрет Рембрандта «Голова бородатого мужчины» принадлежит к числу таких работ.
Именно поэтому есть небольшая вероятность того, что автором «Головы бородатого мужчины» мог стать Ливенс.
Однако в этой истории еще очень рано ставить точку. Дальнейшее исследование должно выявить наверняка, действительно ли работа написана Рембрандтом, или же ее автором является его друг Ян Ливенс, а возможно, она принадлежит кисти совершенно другого живописца.
Прежде чем наверняка приписать картину Рембрандту, необходимо провести дальнейшие, более глубокие изыскания, а период изоляции, к сожалению, лишил ученых такой возможности. Им необходимо, как минимум, сделать рентгеновский снимок, который смог бы пролить свет на дальнейшие выводы. В прошлом году кураторами музея в Оксфорде был проведен инфракрасный анализ изображения. Он показал, что на первоначальном варианте картины были внесены незначительные изменения и исправления. Об этом свидетельствуют разные по качеству и времени нанесения слои краски и лака. В любом случае, это означает, что портрет не является слепой копией и его реставрировали. Возможно, та ранняя реставрация сыграла роль в оценке «Головы бородатого мужчины» в 1982 году.
В следующую среду портрет будет добавлен к остальным произведениям живописца на выставке «Молодой Рембрандт» в Музее Эшмола.
Она продлится до 1 ноября 2020 года. Затем изыскания по поводу картины «Голова бородатого мужчины» возобновятся.
После завершения экспозиции Ван Кэмп намерена сделать рентген работы.