Очередная интересная выставка проходит в залах музея Маурицхёйс (Mauritshuis) в Гааге (Den Haag). Даже само название у неё несёт несколько криминальный подтекст. «Рембрандт Дело Саула и Давида», — именно так оно звучит.
Уже много лет искусствоведы и историки ведут спор об авторстве этого полотна: принадлежит ли оно кисти Рембрандта, или же нет. Многолетние исследования так и не поставили точку в этом споре, а поскольку все изыскания строились на доказательных фактах, дело и приняло фактически форму детективного расследования. Отсюда и название «Рембрандт? Дело Саула и Давида» (Rembrandt? De zaak Saul en David).
Сюжет картины представляет собой сцену из Ветхого Завета,- чарующие звуки арфы, на которой играет юный Давид, погружают стареющего царя Саула в сладострастное наслаждение. Есть предположение, что в верхнем правом углу картины был изображен кто-то третий, поскольку именно в этом месте вставлен фрагмент инородного холста.
Согласно исследованиям, в 19-ом веке оригинал был разрезан на три части, две из которых позже сшили (на них изображены Давид и Саул), а вместо третьей вставили кусок другого холста, поверху дописанный автором. Картина была впервые выставлена на продажу в 1880 г. на аукционе в Париже. Почти через 20 лет, в 1889 г. Абрам Бредиус (Abraham Bredius) приобретает картину для своей частной коллекции. Он был не просто большим любителем и знатоком творчества великого мастера, но и являлся директором музея Маурицхёйс в Гааге.
Бредиус нисколько не сомневался в принадлежности полотна кисти Рембрандта. После смерти директора картина стала собственностью музея. Поскольку к 20-му веку состояние холста с блёклыми и выцветшими красками было настолько плачевным, что некоторые детали невозможно было разобрать под слоем пожелтевшего от времени лака, картину убрали в запасники. И хотя в это время уже возникли большие сомнения в авторстве полотна, его удручающее состояние не давало возможности установить истину.
Вопрос оставался открытым вплоть до 2007 года, когда картину извлекли из хранилища, и она предстала перед экспертной комиссией. Уникальным является тот факт, что в состав комиссии входил не какой-то отдельный специалист в области творчестве художника, а это была работа международной авторитетной экспертной группы, которая в своих исследованиях опиралась на современные технологии. Ими изучались композиция, манера письма автора, проводились исследования по технологии изготовления красок и происхождения пигментов.
После 8 лет кропотливой работы комиссии был сделан вывод, что работа принадлежит всё же кисти гениального Рембрандта. Эксперты пришли к выводу, что вероятнее всего Рембрандт писал картину в два этапа, и позволил одному из своих подмастерьев дописать небольшой фрагмент полотна, находящийся ниже руки Давида. Также было опровергнуто мнение о том, что гардина красного цвета, которой царь Саул утирает слезу, была дописана позже. Это заключение стало возможным благодаря анализу нескольких слоёв краски.
С одной стороны, авторство полотна доказано, с другой стороны, всё ещё остаются спорные вопросы. Побывав на выставке, вы сами можете «принять участие» в исследовании, и вынести своё собственное мнение на основе всех проведённых экспертиз и анализов, т.к. это интерактивная экспозиция и на экранах можно будет наблюдать за всеми аспектами процесса установления авторства картины. Расследование с громким названием «Рембрандт? Дело Саула и Давида» ждет любителей творчества художника в музее города Гаага.