Начиная со второй половины 19-ого века, тут и там возникают разногласия вокруг картин прославленного нидерландского художника Рембрандта ван Рейна. Рембрандт «Портрет молодой женщины» еще одна картина, вызывающая сомнения по поводу её авторства.
Его наследие является мировым достоянием, поэтому все, что связано с его именем, всегда вызывает много интереса, а в связи с этим и полемики.
И вот вновь вспыхнули споры вокруг очередной работы «Портрет молодой женщины» (1632 г). Мнения разошлись; некоторые считают этот портрет написан самим гениальным мастером, их оппоненты придерживаются иного мнения.
Кто же прав: Эрнст ван де Ветеринг, который долгие годы возглавлял проект Rembrandt Research Project, или же искусствоведы Центра консервации Института изящных искусств Нью-Йоркского университета? Исследователи американского центра заявляют, что картина «Портрет молодой женщины», которая до сих пор приписывалась кому-то из подмастерий студии Рембрандта, в действительности является детищем самого великого живописца, тогда как в семидесятые годы двадцатого века участники проекта Rembrandt Research Project и сам Эрнст ван де Ветеринг дали заключение об обратном.
Картина «Портрет молодой женщины» попала в американский музей Lehigh Valley art museum, что в небольшом городке Аллентаун штата Пенсильвания, в 1961 году. До этого она находилась в Париже, затем в Лондоне, пока не оказалась в коллекции фонда Самуэля Генри Кресса (год создания фонда 1929), которым и была дарована музею Lehigh Valley.
В семидесятые годы прошлого века стартовал грандиозный проект the Rembrandt Research Project,- голландская научная организация, занимающаяся оценкой всех работ, приписываемых мастеру. Возглавлял проект продолжительное время Эрнст ван де Ветеринг, уважаемый голландский историк искусств и замечательный специалист по Рембрандту. Искусствоведы проекта, исследуя в числе прочих и работу «Молодая женщина» из музея Lehigh Valley art museum, отметили отсутствие на поверхности искрящегося света, так характерного для работ великого мастера, наводили на размышление и мазки, не свойственные художнику, зафиксировали тусклость и мрачность картины, также и подпись, стоявшая на панели, вызывала большие сомнения. В итоге пришли к выводу, что портрет «Молодая женщина» вышел из мастерской Рембрандта, но написан не самим художником.
Деятельность фонда Самуэля Генри Кресса не ограничивается пожертвованием предметов искусств какому-либо музею, его сотрудники в дальнейшем отслеживают последующую судьбу этих артефактов, так что на протяжении всех лет кураторы и консерваторы фонда Кресса все эти годы неотступно наблюдали, в частности и за «Молодой женщиной».
В 2018 году ими было решено отправить картину специалистам Центра консервации Института изящных искусств Нью-Йоркского университета для реставрации, во время которой предполагалось удалить более поздние записи и толстые слои лака с поверхности картины, так как они сильно искажали аутентичное изображение. Кроме того, картину отдали на дополнительную, более тщательную экспертизу.
Панель подвергли скрупулезному анализу с помощью рентгенографии и инфракрасной рефлектографии, что позволило консерваторам заглянуть под непосредственную поверхность слоев лака и краски и проанализировать, какие работы производились над картиной после ее создания, и в какой последовательности. По словам Шан Куанг, одного из консерваторов проекта, смотреть на «Молодую женщину» до начала реставрации было все равно что смотреть сквозь «изрядно забрызганное ветровое стекло», — настолько было загрязнено оригинальное изображение. Плотные слои лака и краска, нанесенные на первоначальную поверхность картины во время предыдущих реставрационных работ самими реставраторами или даже дилерами в попытке «улучшить качество» произведения искусства, были тщательно сняты. Они напоминали грязевые потоки, настолько толстым слоем закрывали аутентичное изображение. После очистки стали довольно явственно просматриваться определяющие элементы техники Рембрандта: присущие его манере наложения мазки, легкое прикосновение отраженного света, незначительные переходы тонов, сверкающие поверхности,- все это было характерными чертами, скрытыми под несколькими слоями лака, грязи и перекраски. Нашлось объяснение и для подписи.
Свои ранние работы художник подписывал как «RHLvan Rijn», и лишь позже стал подписываться своим именем Рембрандт.
Теперь, как утверждают кураторы проекта, зритель может увидеть оригинальные мазки и те цвета, какими они были, когда картина была закончена Рембрандтом почти 400 лет назад. Сотрудники музея не могут поверить в такое чудо, и называют все случившиеся «откровением и разгаданной тайной». Они с нетерпением ждут 7 июня 2020 года,- момента, когда картину можно будет демонстрировать посетителям музея.
У нидерландских искусствоведов своё мнение по этому поводу.
Довольно скептически настроен бывший глава проекта the Rembrandt Research Project Эрнст ван де Ветеринг, который уже, правда, давно находится на пенсии. Он уверен, что это всего лишь «коммерческий трюк», который используют американцы с целью привлечения большего потока посетителей в музей городка Аллетаун. С его слов, портрет не может принадлежать кисти Рембрандта, поскольку часть лица, не обращенная к свету, слишком светлая, и большой мастер по изображению игры света и тени Рембрандт, написал бы это иначе. Кроме того, с точки зрения ван де Ветеринга, на портрете не соблюдены некоторые пропорции.
Его младший коллега Питер Рулофс, возглавляющий отдел живописи и скульптуры в Рейксмузеуме Амстердама, не настолько категоричен. Он допускает, что портрет мог быть написан самим гениальным художником, но при этом не спешит с выводами, считая, что для начала следует ближе ознакомиться с результатами исследований американских коллег. Рулофс сравнивает изыскания, проведенные в Америке в отношении «Портрета молодой женщины», с реставрацией «Ночного Дозора», которая проходит сейчас в Рейксмузеуме Амстердама. И в одной, и в другой стране над проектом вместе работают не только реставраторы и искусствоведы, но и ученые-специалисты. И это, безусловно, приносит свои результаты, и создает почву для новых открытий.
Рулофс говорит, что действительно, в двадцатые годы прошлого века Абрахам Бредиус, — бывший директор музея Маурицхёйс в Гааге, утверждал, что «Портрет молодой женщины» является детищем Рембрандта. Он также добавляет, что современная история искусств помнит немало случаев, когда полотна, приписываемые Рембрандту, в итоге оказывались не его авторства. По словам Питера Рулофса, в свое время музей Маурицхёйс атрибутировал восемнадцать работ из своего собрания как произведения Рембрандта, но последующие исследования доказали, что лишь одиннадцать из них, в том числе знаменитый «Урок анатомии у доктора Тюльпа», можно с уверенностью приписать гениальному живописцу. Картина «Давид и Саул» тоже была приписана Рембрандту лишь после долгих восьмилетних исследований. Пять других полотен исключили из списка работ художника. Например, в 1999 году после фундаментального анализа было доказано, что «Автопортрет молодого Рембрандта» являлся копией картины 17-ого века из мастерской художника, а оригинал, написанный самим Рембрандтом, находится в Германском национальном музее в Нюрнберге. Две оставшиеся из тех восемнадцати работ коллекции Мауритсхёйс пока остаются на атрибуции, их принадлежность кисти Рембрандта пока не доказана, как впрочем, и обратное.
А вот «Портрет Дирка ван Оса» из американского музея Joslyn Art Museum, оказался авторства Рембрандта. Картина попала в музей из частной коллекции в 1942 году, и в течение 45 лет значилась, как произведение выдающегося нидерландского живописца. Но в 1987 году один из экспертов атрибутировал ее как работу ученика художника, и портрет отправили в запасники. Лишь когда картина попала в руки Эрнста ван де Ветеринга, тот однозначно заявил, что это подлинный Рембрандт.
Для музея это было отличной новостью, поскольку подлинники всегда привлекают больше посетителей, что, соответственно, приносит хороший доход.
А что касается «Портрета молодой женщины», то финальную точку в этом споре пока ставить преждевременно. До сих пор проект the Rembrandt Research Project являлся непререкаемым авторитетом, что касалось творчества Рембрандта, поэтому сейчас сложно наверняка сказать, кто именно написал этот портрет. Кроме того, работа относится к началу тридцатых годов 17-ого века, когда из маленького ателье в Амстердаме художник перебрался в большую мастерскую с многочисленными учениками. Речь идет о множестве картин, которые писались в этой студии. И порой очень сложно определить, выполнена ли та или иная работа на 100% Рембрандтом, или же мастер всего лишь поставил на ней «завершающий мазок».