В статье «Битва при Катр-Бра» или Ночной дозор Сустерберга» рассказывалась подробно об истории создания этого полотна. Теперь же с нанесением последних мазков и слоев защитного лака наконец-то завершена реставрация «Ночного дозора Сустерберга», — этой масштабной работы нидерландского придворного живописца 19-ого века Яна Виллема Пинемана. Это был крупнейший проект внутренней реставрации Национального военного музея в городе Утрехт.
В течение четырех месяцев реставраторы скрупулезно очищали каждый миллиметр полотна, осматривали его и при необходимости обновляли. Иногда это приводило к удивительным находкам. Когда сошел толстый слой старого лака, совершенно неожиданно для реставраторов на холсте вдруг проступили детали, ранее не просматриваемые.
Картина «Битва при Катр-Бра» весьма внушительных размеров — шесть на четыре метра, именно из-за этого её называют «Ночным дозором Сустерберга» . Но все же это не самая большая работа кисти Яна Виллема Пинемана в Нидерландах. Полотно того же автора «Битва при Ватерлоо», которое является собственностью Рейксмузеума в Амстердаме, имеет размер восемь на пять метров.
Как уже говорилось в статье «Битва при Катр-Бра» или Ночной дозор Сустерберга», сражение при Катр-Бра предшествовало баталии при Ватерлоо, — оно произошло несколькими днями раньше. Это были исторические для Нидерландов сражения, которые Пинеману, как истинному мастеру, удалось изобразить на полотне с чувством пафоса и с использованием воображения истинного художника.
Победа над Наполеоном
Французская революция привела Наполеона Бонапарта к власти во Франции, а он, в свою очередь, завоевал со своей армией значительную часть Европы. В 1813 году после многих лет войны он потерпел поражение от коалиции России, Пруссии, Австрии и Швеции и оказался в изгнании на острове Эльба. Но в 1815 году он бежал оттуда, вновь ведя за собой французскую армию на войну. На территории нынешней Бельгии (тогда это был юг Нидерландов) британская, голландская, и прусская армии не просто дают французам отпор, а британцам и голландцам удается разбить часть французской армии.
Но Наполеон со своими войсками все еще продолжал довольно быстро продвигаться. В местечке Катр-Бра французский авангард встретил голландские войска, и началось крупное сражение. Голландцам удалось два дня сдерживать французов, тем самым выигрывая время для коалиции англичан и пруссаков.
Благодаря голландцам английские и прусские войска сумели перегруппироваться, вынуждая Наполеона вести крупное сражение при Ватерлоо. Под предводительством герцога Веллингтону союзные войска победили французов. После более чем двадцати лет войны в Европу возвратился мир.
«Ночной дозор Сустерберга» — реликвия дворца Сустдейк
Картина «Битва при Катр-Бра», написанная живописцем в 1817 и 1818 годах, создавалась Пинеманом для дворца Сустдейк, где она долгое время украшала главный зал. Художник изобразил на ней не только битву, но и включл в свое полотно немало деталей, каждая из которых повествует о том или другом событии или персонаже.
На ней изображен молодой принц Вильгельм Оранский, ведущий голландские войска в бой с армией Наполеона Бонапарта при местечке Катр-Бра, недалеко от Брюсселя. На этом полотне увековечен героизм и мужество, проявленные принцем Оранским в этом сражении, состоявшимся 15 июня 1815 года.
Естественно, юный принц — это символ Нидерландов. Он запечатлен художником, восседающим на коне. Правда, мнения относительно того, правильно ли анатомически изображено это животное, расходятся, но для героического посыла этой картины пропорции лошади не так важны.
На этом полотне можно рассмотреть очень много деталей. На заднем плане видны английские войска, а совсем вдалеке расположилась одна из крестьянских ферм.
Внушительный холст взят из фонда Королевских коллекций. Долгое время он висел во дворце Сустдейк, где проживала королевская чета Юлиана и принц Бернард, — бабушка и дедушка нынешнего короля Нидерландов Виллема-Александра.
Дело в том, что принц Бернард был заядлым курильщиком и не расставался с трубкой. Это явилось одной из причин, почему лак на этой работе значительно пожелтел. Теперь и сам дворец Сустдейк закрывается на реставрационные работы, и только после их завершения полотно вновь вернётся на свое исконное место.
Интересные детали «Ночного дозора Сустерберга»
Реставрация «Ночного дозора Сустерберга» выявила некоторые детали на картине, которые ранее не удавалось разглядеть из-за потемневших красок и лака. До начала реставрационных работ в правом нижнем углу полотна выделялось довольно темное пятно, но что именно было изображено на этом месте, невозможно было различить. После того как картину очистили от старых слоев лака, на месте бесформенного пятна проявилось письмо, вероятно, написанное рукой павшего французского солдата. Оно выпало из головного убора убитого. Но некоторые искусствоведы считают, что это письмо было написано самим Наполеоном. Реставрация позволила прочитать текст, написанный на листке бумаги по-французски. Неизвестному нам адресату сообщается о том, что Наполеон обещал вместе со своими войсками поесть и поспать в Брюсселе после победы. Но этого не произошло, поскольку французы потерпели поражение.
Интересная деталь на полотне, демонстрирующая доблесть солдат, принимавших участие в битве при Катр-Бра, связана с барабаном. Ведь художник не просто так изобразил погибшего барабанщика с его ударным музыкальным инструментм на переднем плане. Барабанщик наряду со знаменосцем всегда шёл в авангарде в атаку на поле боя и одним из первых попадал под прицельный огонь врага, являясь довольно легкой мишенью. Барабанная дробь задавала ритм атаке и придавала солдатам самоотверженности и решимости, играя важнейшую роль в сражении.
Реставрация «Ночного дозора Сустерберга» в контексте Национального военного музея
Проект реставрации этой работы Яна Виллема Пинемана в Национальном военном музее Утрехта интересен еще и тем, что реставраторы работали над полотном, воспевающим славную победу над наполеоновскими войсками в битве под предводительством голландского принца в контексте военного музея.
Реставрация «Ночного дозора Сустерберга» предоставила возможность всем посетителям музея наблюдать за процессом. Не удивительно, что это вызвало большой интерес у публики, которая приезжала сюда специально для этого даже из-за рубежа. В июне 2023 года в Национальном военном музее в Утрехте откроется экспозиция, посвященная событию битвы при Катр-Бра, где помимо самой картины Яна Виллема Пинемана, будут выставлены некоторые предметы, имеющие отношение к этой славной странице истории Нидерландов.