Где же вы, настоящие голландские зимы, щедро осыпавшие землю, каналы, поля и деревья белоснежными хлопьями, переливающимися алмазными искрами? Где же вы, трескучие морозы, сковывавшие каналы и реки звонким прочным прозрачным льдом, расчерченным на параллели и зигзаги полозьями коньков? Где же вы, кружащие вьюги, укрывающие белым саваном тропинки и крыши домов? Где те времена, когда в морозные солнечные дни на хрустальную гладь замёрзших каналов стайками высыпала на коньках разношерстная публика: аристократы, и люд попроще, детвора и взрослые,- словом, братия всех возрастов и сословий. Подобную картину в наши дни можно застать разве что раз в несколько лет, а снег если и выпадает, то через пару часов от него не остается и следа. Именно такие пейзажи демонстрирует выставка в музее Тейлора, Харлем.
К счастью, бессмертные творения голландских мастеров прошлых веков, с необыкновенной реалистичностью, свойственной им, изображающие зимние пейзажи, убеждают нас в том, что в те далекие времена зимы действительно были самыми настоящими, а лёд не искусственным.
И стар, и млад, облачившись в тёплые одежду и нацепив коньки, ли сев в сани, выходили на лед. Кто-то делал это ради забавы, устраивая состязания или предаваясь другим и играм. А для кого-то, например, для ловцов угря, это была рутинная работа, чтобы прокормить семью.
В 17-ом веке реализм в различных жанрах живописи в Голландии достиг своего совершенства. Картины и рисунки с изображением зимнего ландшафта в этот период пользовались таким небывалым спросом, что в искусстве Северных Нидерландов (Noord Nederland) это переросло в отдельно взятый жанр зимнего пейзажа. А начиналось всё с брабантского живописца Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude) и художников — иммигрантов из Фландрии, которые обосновались в Амстердаме (Amsterdam) в конце 16-ого века, — Гиллиса ван Конингсло (Gillis van Coninxloo) и Давида Финкбонса (David Vinckboons). Они оказали огромное влияние на своих голландских собратьев по кисти, и те с благоговением и с присущим им мастерством стали воспевать на своих полотнах голландскую зиму.
Непревзойдённым мастером жанра зимнего ландшафта, в особенности с катанием на льду, явился Хендрик Аверкамп (Hendrick Avercamp), талантливейший художник 17-ого века и неоспоримый мастер городского зимнего пейзажа, посвятивший своё творчество именно этому жанру. Его творения украшают многие музеи мира, в частности, Рейксмузеум (Rijksmuseum) в Амстердаме и в музее Маурицхёйс (Mauritshuis) в Гааге (Den Haag).
Хендрик Аверкамп (1585–1634) умел изображать зиму, как никто другой. Этот художник родился в Амстердаме, в семье аптекаря, но в раннем возрасте переехал с родителями в голландский город Кампен на востоке от столицы Голландии. Его иногда называют «Немым из Кампена», поскольку он был глухонемым. Вполне вероятно, что природа щедро компенсировала этот физический недостаток мальчика, наделив его невероятным талантом в области рисования и живописи. Отец будущего мастера не пережил эпидемии чумы 1602 года.
Поначалу ремеслу художника мальчик обучался у бедного рисовальщика из Кампена. Позже, когда юноше стукнуло 18 лет, он переехал к дяде по материнской линии в Амстердам, где получил дополнительные уроки живописи. Одним из его учителей был художник из Дании, писавший исторические сюжеты, Питер Исаак. Там же, в Амстердаме, Аверкамп познакомился с творчеством вышеупомянутых мастеров Гиллиса ван Конинкслоо и Питера Брейгеля Старшего. Вернувшись в Кампен, Аверкамп творил там до конца своих дней. Ушел из жизни художник довольно рано, в возрасте 43 лет.
Во времена, когда жил Аверкамп, зимы стояли лютые и снежные. В конце 16-ого — начале 17-ого веков даже говорили о Малом ледниковом периоде.
Работы Аверкампа входят в число самых известных «зимних» картин Золотого века. На многие из его работ стоит рассматривать очень внимательно и подолгу, потому что на них можно обнаружить множество интереснейших, а зачастую и весьма пикантных деталей. Он объединяет на льду молодых и старых, богатых и бедных и является истинным зимним рассказчиком. Невероятно, но на некоторых работах мастера можно насчитать до двухсот персонажей.
Чем дольше смотришь на полотна этого удивительно талантливого живописца, тем больше нюансов замечаешь: провалившийся под лед неудачливый крестьянин, целующаяся парочка, уединившаяся в укромном уголке от посторонних взглядов, рыбак, занимающийся подледным ловом угря, и даже обнаженные ягодицы справляющего нужду на морозном воздухе гуляки. В картинах Аверкампа настолько много разнообразных деталей, тщательно выписанных художником, что изучать его работы надо также скрупулезно.
До наших дней дошло достаточное много работ этого великолепного мастера зимнего пейзажа.
Во времена Рождественских каникул во многих музеях Голландии, проходят художественные выставки и другие мероприятия, посвящённые зиме и зимнему пейзажу. Выставка в музее Тейлора, Харлем одна из них.
Также и в музее Маурицхёйс и в эти зимние каникулы можно видеть великолепные зимние пейзажи голландских художников Золотого века Якоба ван Рейсдала (Jacob van Ruisdael), Гейсбрехта Лейтенса (Gijsbrecht Leytens), Исаака ван Остаде (Isack van Ostade), и других. В конце 17-ого века интерес к написанию зимних ландшафтов постепенно пропадает, но он возникает вновь уже в самом начале 19-го столетия.
Выставка в музее Харлема проходит с 23 октября 2015 г до 13 марта 2016 г