В городе Утрехт, в котором я часто провожу экскурсии, есть очень много старинных особняков, которые местные жители называют городскими дворцами. Но есть и не такие роскошные с первого взгляда дома, имеющие за своими фасадами богатую историю. Про один из таких удивительных домов и пойдет речь. Удивительный он даже не с точки зрения архитектуры, а с позиции истории его обитателей. Этот дом-жемчужина в центре Утрехта стоит в двух шагах от Домской церкви, можно сказать, в тени знаменитой башни Домторен.
История Иеронима ван Алфена, юриста и поэта
В 18-ом веке с 1772 по 1776 годы здесь жил замечательный человек Иероним ван Алфен, всю свою карьеру занимавший высокие юридические должности, но снискавший себе славу как поэт, особенно благодаря своим стихам для детей. Иероним ван Алфен родился в городе Гауда в августе 1746 года. Его родители были знатного происхождения, — отец Йохан ван Алфен входил в состав городского совета старейшин и судей в Гауде, а дед, в честь которого был назван внук, был профессором теологии университета в Утрехте.
Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец скончался, и семья переехала в Утрехт. Повзрослев, Иероним поступил в университет города Лейден, где изучал юриспруденцию и литературу. В 1768 году Ван Алфен стал адвокатом в Утрехте, а через двенадцать лет генеральным прокурором этого города. Иероним ван Алфен был два раза женат. Его первая жена, с которой они прожили три года, умерла при родах их третьего ребенка. От второго брака у него было двое детей. В 1789 году его назначили городским пенсионарием в Лейдене,- невероятно почетный и ответственный пост, а четыре года спустя генеральным казначеем Республики Соединенных Провинций, что сегодня сопоставимо с должностью министра финансов.
Когда республика рухнула в 1795 году, Иероним Ван Алфен ушел в отставку как убежденный оранжист. Он был преданным сторонником клана Оранских, и не хотел иметь ничего общего с так называемыми патриотами, которые стояли за «свободу, равенство и братство», но при этом решительно дистанцировался от политической оппозиции новому режиму.
Для Иеронима ван Алфен период 1794-1799 годов становится невыносимо тяжелым. За пять лет он теряет двух сыновей, внука и невестку. Немудрено, что такие события как в политической жизни Нидерландов, так и в личной жизни самого Ван Алфена не смогли не сказаться на его здоровье, и в 1803 году Иероним Ван Алфен скончался от инсульта в возрасте 57 лет. Его похоронили 6 апреля 1803 года в Большой церкви Святого Якоба в городе Гаага.
Трагедия в Лейдене
В 1807 году его вторую жену и дочь постигла страшная участь: они погибли в результате страшной лейденской катастрофы. 12 января того года в городе Лейден взлетела на воздух баржа, перевозившая порох из Харлема в Делфт. Это произошло в самом центре города Лейден, в районе, где проживала зажиточная часть населения. Погибли 151 человек, среди которых оказались родственники поэта, 2000 человек были тяжело ранены, многие дома разрушены. Взрыв был такой силы, что его слышали в Гааге, в 22-х км от Лейдена. Об этом трагическом событии для жителей города и для всей страны я рассказываю во время обзорной пешеходной экскурсии по историческому центру города Лейден.
Новый взгляд на детскую литературу
Как же Иероним ван Алфен, правовед, занимавший такое высокое положение, пришел к литераторству? Если вы внимательно читали его биографию, то должны были заметить, что наряду с юридическим образованием в университете города Лейден, ван Алфен получил и литературный диплом, так что писать он начал довольно давно, но сочинял в основном благочестивые поэтические вирши для взрослых, а также художественно-теоретические и религиозные статьи. Как-то Ван Алфен решил издать три сборника стихов, написанных им для своих собственных детей, но опубликовать их анонимно.
Конечно же, задолго до появления детских стихов Иеронима Ван Алфена существовали литературные произведения, которые читали сами дети, или слушали чтение вслух своих родителей. Подобная литература редко создавалась специально для детей. Как правило, это были народные сказки, басни Эзопа, или истории о путешествиях, которые скорее предназначались для взрослых. А детские книги, написанные, согласно названию, специально для маленьких читателей, часто были очень сухими с точки зрения содержания и не воспринимались детьми. К середине XVIII века под влиянием эпохи Просвещения образование стало очень значимой темой в интеллектуальных кругах, и настало время для чего-то нового в области детской литературы.
Стихи в картинках Ван Алфена — зарождение детской литературы в Нидерландах
В 1778 году в Голландии вышла книга под названием «Маленькие рисунки для детей» анонимного автора. Это была истинно детская литература, отражающая мир мальчиков и девочек и предназначенная для маленького читателя. Ван Алфен был знаком с миром ребенка и детским характером не понаслышке. После кончины своей первой жены он остался с тремя маленькими сыновьями и пять лет до второго брака воспитывал их самостоятельно. Ему удалось подобрать очень правильный тон в своих стихах,- они были одновременно интересными, короткими, независимыми друг от друга, легко читались, просто запоминались, и были в легкой степени нравоучительными,- все качества, важные для детской аудитории. Стихи сразу полюбились маленькими читателями. Особенность детской поэзии Ван Алфена — это дружественный тон, которым написаны стихотворения. Кроме того, часто героем стихотворений выступает сам ребенок,- беспрецедентный для того времени литературный ход. Дети сами делают выводы из своих собственных наблюдений.
Ван Алфен считал, что душа каждого ребенка — это чистый лист, и все зависит от воспитания: научат ли его добродетелям, таким как послушание, почтение к родителям и Богу, скромности, или же он вырастет бессердечным эгоистом. Поэт также полагал, что дети должны учиться через игру, и тогда им никогда не будет скучно.
Детские сборники стихов Иеронима ван Алфена считаются началом детской литературы в Нидерландах.
Вскоре после выхода первого сборника поэта стало известно, кто стоял за анонимно опубликованными успешными стихами и в том же году, имя автора появилось на титульном листе книги «Продолжение маленьких рисунков для детей». В 1779 все стихотворения были проиллюстрированы знаменитым художником того времени Якобом Бёйсом. Однако Ван Альфен никогда не получал никакой финансовой компенсации за книги для детей,- он не хотел, чтобы его считали писателем, зарабатывающим себе на кусок хлеба. Поэт вполне довольствовался и даже наслаждался ролью «Папаши ван Алфен», как его прозвали юные читатели. Третья и последняя часть в серии детских стихов появилась в 1782 году. Книги ван Алфена стали настолько популярными, что были переведены на несколько языков мира.
История и дальнейшая судьба дома в тени башни и его обитателей
Я не просто так стала писать об этом человеке и о доме, в котором он жил.
После Иеронима ван Алфена какое-то время в доме обитал врач и писатель Хендрик Ян Брурс, затем, с 1849 по 1968 годы три поколения фамилии антикваров и книготорговцев-букинистов Ван Хюффел. Их магазин называли «Книжным храмом». Случались и времена, когда дом пустовал.
Интересна история человека, купившего его в 70-е годы прошлого века и проживающего в нем до сегодняшнего дня.
Приобретая в 1970 году дом 17-ого века в полу-ветхом состоянии, Пол Смит, музыкант по профессии, думал, что ему понадобится не более пяти лет, чтобы полностью отреставрировать его. Но на деле на восстановление и меблировку ушло почти 35 лет, на что Пол совершенно не рассчитывал. Два года до этого дом стоял пустым.
Точный год постройки неизвестен, между 1618 — 1630 годами. Примерно сто лет спустя к дому пристроили заднюю часть, выходящую в сад.
Плачевное состояние и 35-летний ремонт
В передней части дома многие годы располагался книжный магазин, в который Пол приходил еще в двенадцатилетнем возрасте. Когда молодой человек увидел, что дом выставлен на продажу, он ни на секунду не сомневался, что хочет и должен его купить. Это была своего рода любовь с первого взгляда, и Пол сумел урегулировать все дела, подписать бумаги и оформить куплю-продажу в течение дня. На этот же дом претендовал владелец лимонадной фабрики, который хотел оборудовать в нем офис для своего бизнеса, но сделка была совершена так быстро, что торговцу сладкого напитка не осталось никакого шанса.
Но надо было видеть, в каком состоянии находился дом! Все помещения были заставлены книжными полками, не было воды, газа и света. Утром новоиспеченный владелец попросил ведро воды, чтобы умыться, у соседей. Первые годы Пол спал во встроенном в шкафу-кровати, прям как спали в старые добрые времена в голландских домах. Но это было единственное сухое место в его новом жилище на тот момент. Конечно же, молодой человек предполагал, сколько сил, времени и средств уйдет на полное восстановление дома, но уж точно никак не думал, что это выльется в целых 35 лет.
За оштукатуренными панелями стены Пол обнаружил огромных размеров камин восемнадцатого века,- два с половиной метра шириной. Но самым большим сюрпризом оказались необыкновенно красивые обои, спрятанные под множественными слоями других обоев. Это были не просто обои, а расписанное узорами льняное полотно, которое покрывало всю стену. Материал, конечно же, пришлось отдать на реставрацию, после чего он снова выглядел почти как новый. Поначалу Пол даже слегка разочаровался из-за слишком «нового» вида старинного полотна, но с годами под действием солнечных лучей оно немного выгорело и приобрело прежний вид, примерно такой, как во времена Иеронима ван Алфена.
Изображенные на обоях сливы в салоне под названием Тёйн Зал (Садовый Зал), возможно, в свое время послужили для Иеронима ван Алфена вдохновением для написания одного из его детских стихотворений про сливовое дерево. Его знают и обожают все голландские дети «Как-то маленький Янчик увидел на дереве крупные сочные сливы…».
Пол Смит — ценитель старины
Любовь к старине и антиквариату Пол Смит унаследовал с младых ногтей от своих родителей. Еще будучи ребенком, он посещал с отцом аукционы и антикварные лавки, где ему позволялось подходить к старинным вещам, рассматривать их и даже трогать. Эти вещицы словно завораживали мальчика и давали волю его воображению. Часто его отец покупал старые предметы интерьера, которые на первый взгляд годились только для свалки, но дома самостоятельно реставрировал их так, что позже они становились произведениями искусства и предметами гордости среди другой мебели в их доме. Мальчик часто помогал отцу и таким образом пристрастился к этому занятию, а реставрация мебели стала и его хобби. Кстати, отец Пола был хоровым дирижером, а кроме того, играл на органе в церкви Святого Алоизия в Утрехте, и стены их дома всегда были наполнены чарующими звуками классической музыки, которую Пол очень полюбил. Он даже научился играть на органе, чтобы временами заменять отца.
Правда, после школы молодой человек поступил в академию Ритвельда в Амстердаме, где получил диплом архитектора, и какое-то время даже работал по специальности. Но музыка всегда оставалась для Пола на первом месте и была его истинной страстью, так что в начале семидесятых он полностью забросил архитектуру и переключился на музыку. Днем он репетировал, вечерами играл в ансамблях, а в оставшееся время реставрировал дом. Пол в самых редких случаях обращался за помощью к специалистам и делал все своими руками, хотя порой приходилось работать на износ.
Обстановка
Почти все предметы мебели и элементы декора для своего жилища Пол приобретал тоже на аукционах и у антикваров. В шикарных интерьерах его дома продумано все: от кожаных обоев золотого цвета, вазочки из венецианского стекла на камине, цвета деревянной лестницы, до посуды и свечей над входной дверью. В одной из комнат Пол установил купленный им старинный музыкальный инструмент клавикорд. Для него, как для профессионального музыканта, это было очень важным приобретением.
Но, как ни странно, здесь есть и копеечные вещицы, которые получили очень дорогостоящий вид с помощью некоторой фантазии хозяина. Например, зеркала, повешенные с обеих сторон старинного камина, были куплены в обычном Ксеносе (магазин с дешевыми предметами декора), а драпированные гардины в одной из комнат сшиты из перекрашенных детских пеленок. Так что настоящий и очень дорогой антиквариат в доме Пола дополняется такими на первый взгляд незамысловатыми и дешевыми предметами, которые при определенной доли изобретательности приобретают весьма импозантный вид.
Кстати, интерьер и предметы домашнего обихода в жилище Пола лишний раз доказывают, что антиквариат и современный комфорт сочетаются как нельзя лучше. На кухне старинные медные кастрюли стоят рядом с индукционной плитой, а у элегантной кровати с балдахином в комнате для гостей в старинный деревянный каркас вставлен современный пружинный матрас. В ванной комнате обшитая деревянными панелями дверца стенного шкафа скрывает за собой душ.
Все, кто приходит в гости к Полу, остаются под большим впечатлением от роскошных интерьеров этого старинного дома. Создается полное впечатление, что здесь все сохранилось с тех незапамятных времен, когда поэт Иероним ван Алфен писал свои такие добрые и любимые детьми стихи. Конечно, это не аутентичная обстановка дома 18-ого века, но абсолютно все стилизовано под нее, а многие предметы принадлежат тем далеким эпохам. Сколько вложено во все это души владельца, об этом остается только догадываться.
Вынужденное решение
В 2015 году Пол принял решение о том, чтобы заинтересованные в истории его дома люди, могли совмещать экскурсии по городу Утрехт с посещением его дома (до 20 человек в группе), ведь это действительно самая настоящая жемчужина в самом центре города.
Но последние новости касательно этого старинного дома несколько печальные. Поль уже приближается к тому возрасту, когда принято задумываться о передачи имущества наследникам, а вот их у него как раз-то и нет. Это очень заботит мужчину, так как ему далеко не безразлична судьба его детища. Скорее всего, это и явилось причиной того, что в настоящий момент Пол Смит решил выставить этот уникальный дом на продажу. Кто станет его следующим владельцем? И будет ли возможность посещать это место при новом хозяине?