С 8 марта по 3 июня 2018 года в Рейксмузеуме Амстердама (Reiksmuseum in Amsterdam) вновь будут выставлены парные портреты Мартена Солманса и Опьен Коппит кисти великого голландского живописца Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn). В этот раз они будут являться экспонатами выставки «Высшее общество» («High Society»).
На этой экспозиции также будут представлены портреты живописцев Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach de Oude), Диего Веласкеса (Diego Velázquez), Паоло Веронезе (Paolo Veronese), Якоба Зайзенеггера (Jacob Seisenegger), Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough), Джошуа Рейнолдса (Joshua Reynolds), Эдуарда Мане (Édouard Manet), Эдварда Мунка (Edvard Munch), — всего более 35 портретов в натуральную величину художников с мировым именами.
Парные портреты Мартена Солманса (Maerten Solmans) и Опьен Коппит (Oopjen Coppit) были написаны художником в 1634 году по заказу богатой амстердамской четы по случаю рождения их первенца.
Отец Мартена Солманса Ян Солманс (Jogannes Solmans), богатый торговец сахаром, был выходцем из Антверпена (Antwerpen), откуда бежал вместе с семьёй, спасаясь от религиозных преследований испанцев, в Амстердам. Как и многие другие беженцы из Бельгии того времени, он привёз в Голландию (Holland) свои капиталы и коммерческие связи. Надо сказать, Ян обладал скверным характером и далеко не изысканными манерами, постоянно вступал в передряги со всеми по поводу и без повода, не брезгуя при этом распускать руки, за что более 80-ти раз представал перед церковным советом. Это, впрочем, никак не сказывалось на его кошельке и положении в обществе. Ян был толстосумом и владел крупным пакетом акций голландской Ост Индской компании (Vereenige Oostindische Compagnie).
Жена Мартена Опьен Коппит происходила из богатой и уважаемой семьи регентов, сколотившей свои капиталы на торговле хлебом и порохом. Состояние её деда оценивалось в 200.000 гульденов. Мартен был двумя годами моложе Оппьен, но это не стало помехой для их свадьбы, которая состоялась 9 июня 1633 года. Невеста получила в приданое 35 тысяч гульденов. На момент свадьбы ей было 23 года, жениху 21.
Супруги заказали свои портреты Рембрандту через год после свадьбы. За них художнику было заплачено 1000 гульденов (в переводе на современные деньги эта сумма составляет 200.000 евро). Это чуть ли не единственных случай, когда Рембрандт написал парный портрет, где персонажи изображены в полный рост. Всего он написал три подобных портрета. Доподлинно неизвестно, почему пара обратилась с заказом именно к Рембрандту. Нельзя сказать, что к этому времени тот был начинающим художником, ведь двумя годами раньше он написал свой первый групповой портрет «Урок анатомии у доктора Тульпа» («De anatomische les van Nicolaes Tulp»), проложивший дорогу к его славе. Рембрагдт уже успел познать успех и признание, но всё же в Амстердаме (Amsterdam) того времени были и более маститые портретисты.
Чтобы претендовать на звание одного из лучших, Рембрандту приходилось во многом потворствовать прихотям публики. На своих полотнах художнику удавалось мастерски передавать черты лица портретируемого, он верно подмечал его психологическое состояние, чётко обозначал социальную принадлежность. Рембрандт виртуозно и одновременно с большим изяществом изображал ажурную пелерину белоснежного фламандского кружева роскошную текстуру бархата и шёлка, золотую бязь драгоценных подвесок и отблеск перламутровых ожерелий. Всё это необычайно ценилось именитыми заказчиками. Вероятнее всего, Рембрандт ван Рейн и Мартен Солманс познакомились ещё в городе Лейден (Leiden), откуда художник был родом, а Мартен несколько лет проучился в университете, но, возможно, уже позже, в Амстердаме, где оба жили неподалёку друг от друга.
Чета Солманс имела в Амстердаме несколько домов: на канале Сингл (Singel), в районе Йордан (Jordaan), на канале Херенграхт (Herengracht). В коллекции их картин были и другие работы Рембрандта. Свадебный портрет супругов висел в передней их дома на канале Сингл. К сожалению в 1641 Опьен овдовела.
Через пять лет она повторно вышла замуж за тёзку своего мужа Мартена Дая (Maerten Daey). После кончины второго супруга Опьен переехала к сыну от второго брака в Алкмар (Alkmaar), где скончалась в 1689 году в возрасте 78 лет, через 55 лет после того, как Рембрандт написал эти два полотна.
Портреты Мартена Солманса и Опьен Коппит перешли в собственность семьи её младшего сына. Впервые они были выставлены на продажу на аукционе в 1798, где были приобретены за 4000 гульденов. Какое-то время они висели в одном из их роскошных особняков, принадлежавшем семье ван Лоон (van Loon), в Амстердаме на канале Кейзерграхт (Keizergracht). Примечательно, что когда семейство ван Лоон перебиралось на лето в своё загородное поместье на реке Вехт (Vecht), портреты всякий раз переезжали вместе с хозяевами. С годами цены на портреты росли, владельцы менялись, но Мартин и Опьен не покидали пределов Голландии, пока в 1877 году картины не приобрёл барон Густав де Ротшильд (Gustave de Rothschild), и чета не перебралась в Париж (Parijs). Полотна висели в спальне Ротшильда, где он позволял себе довольно много курить, что не могло не сказаться на состоянии портретов.
Впервые после 1877 года пара вновь вернулась на пять месяцев в Нидерланды (Nederland) в 1956 году в связи с 350-летним юбилеем Рембрандта. Здесь портреты выставлялись в Рейксмузеуме в Амстердаме и в музее Бойманс (Museum Boijmans van Beuningen) в Роттердаме (Rotterdam). Предварительно они были отреставрированы впервые за всю историю их существования, но не очень тщательно. В общей сложности картины находились в частных коллекциях почти 400 лет.
В 2014 году Эрик де Ротшильд (Eric de Rothschild) объявил о своём намерении продать портреты. Была заявлена цена в 160 млн евро. В связи с этим возникли затяжные дебаты между Голландией и Францией, на чьей территории должны остаться портреты. Голландская сторона считала, что им самое место в Рейксмузее в Амстердаме, где находится уникальное собрание работ Рембрандта. Французская же сторона придерживалась иного мнения, полагая, что для экспозиции этих портретов Лувр подходит куда больше. И, конечно же, никто не предполагал, что каждое из государств сможет пожертвовать такую огромную сумму за портреты.
В итоге было принято соломоново решение. Голландия и Франция заплатили каждая по 80 млн евро. Франция заплатила за Опье, Голландия за Мартина. Было оговорено ещё несколько условий: портреты супружеской четы никогда не будут экспонироваться отдельно друг от друга, и будут попеременно выставляться только в Париже в Лувре или в Амстердаме в Рейксмузеуме. Ведь обе страны, — и Франция, и Голландия могут по праву считать эти два портрета своим национальным достоянием.
С июля по октябрь 2016 года портреты вновь возвратились на свою историческую родину и выставлялись в Рейксмузеуме в Амстердаме. Но они требовали тщательной, почти «хирургической» реставрации, которая и была проведена при помощи новейшей технологии после триумфального возвращения полотен в Голландию. С поверхности картин был удалён пожелтевший лак и загрязнения. Теперь бесценные бельгийские кружева на нарядах молодожёнов белоснежно засияли на их шёлковых чёрных одеждах так, как это было в момент написания портретов Рембрандтом в 1634 году.
Реставраторы и искусствоведы досконально изучили всю документацию касательно прежних реставрационных работ с портретами. Считалось, что в последний раз их реставрировали в 1956 году в Рейксмузеуме Амстердама. Но глубокий анализ показал, что лишь портрет Опьен был очищен в том году, а портрет Мартена очищал четырьмя годами раньше знаменитый американский реставратор Уильям Сухр (William Suhr). Благодаря новейшим методам сканирования исследовали пришли ещё к одному открытию: изначально Рембрандт изобразил обоих супругов на фоне арочных дверных проёмов. Позднее художник замазал их, написав на этом месте гардины.
После окончания экспозиции «Высшее общество» в Рейксмузеуме Амстердама портреты отправятся в Париж, где их можно будет увидеть в сентябре.