Высшее образование в Нидерландах имеет безупречную репутацию, и на учебу в местные университеты съезжаются студенты из разных стран мира. Университеты находятся в различных городах Голландии, но самые крупные расположены в Тилбурге, Маастрихте, Делфте, Наймегене, Роттердаме, Лейдене, Амстердаме, Утрехте.
Сейчас образование в Нидерландах доступно практически каждому, будь это местный житель, или иностранец. Правда, для граждан Голландии образование в разы дешевле, чем для приезжающих из-за рубежа студентов. В далеком семнадцатом столетии это была прерогатива исключительно для мужчие, и даже наличие высокого статуса и материального достатка не давало право женщинам на получение образования.
Официально первой женщиной-студенткой университета в Нидерландах считается Алетта Якобс, которая училась в университете Гронингена в 1871 году. Но примерно за 250 лет до этого еще одна гражданка Голландии посещала лекции в университете города Утрехт. Это еще нельзя было назвать полноценной учебой, но все же эта женщина, Анна Мария ван Схурман, заставила ученых мужей пересмотреть законы, царившие в здании местного университета. Её часто называли «Минервой из Утрехта», а имя этой выдающейся особы, обладавшей многочисленными феноменальными талантами, прочно вошло в анналы истории утрехтского университета.
Как уже говорилось выше, Университет Утрехта в наши дни является одним из крупнейших в Нидерландах,- в нем учится 30 тысяч студентов. Сегодня уже никого не удивить высокообразованными женщинами-учеными в различных областях науки, литературы и искусства. А в те времена лишь мужчины могли получить университетское образование, тогда как женщинам образование в Нидерландах было недоступно, им просто-напросто запрещалось переступать порог учебного заведения.
Анна Мария ван Схурман нарушила многие социальные условности своего времени. Она была языковым вундеркиндом, хорошо разбиралась в теологии и философии, поддерживала обширную переписку с образованными мужчинами и женщинами Европы. Ее выдающиеся способности и передовые взгляды на роль женщины в науке и искусстве принесли ей большую международную известность. Ее высоко ценили в литературных кругах, о ней самой писали книги.
Семья Анны Марии ван Схурман
Родилась Анна Мария в 1607 году в католическом Кёльне, в протестантской семье Фредерика ван Схурмана и Евы фон Харф де Драйборн. Бабушка и дедушка девочки по отцовской линии происходили из Антверпена, но будучи кальвинистами, были вынуждены покинуть этот город во время правления герцога Альбы. Через Франкфурт-на-Майне семья прибыла в Кельн в 1593 году. В 1615 году ван Схурманы переехали в Утрехт, где Анна Мария прожила большую часть своей жизни.
В семье кроме Анны Марии было еще два старших брата. Поскольку родители были очень обеспеченными и образованными людьми, они уделяли огромное значение всестороннему развитию своих детей. На дом к Схурманам приходили учителя, дававшие подрастающему поколению уроки чтения, письма, математики, музыки.
Домашнее обучение
Под неусыпным руководством отца старшие сыновья постигали латынь, а Мария в это время часто сидела в сторонке, занимаясь своими любимыми видами рукоделия: вышиванием и художественной резьбой по бумаге,- искусства, которым она выучилась сама. Нередко, когда братья не могли правильно проспрягать латинские глаголы, или ответить на другие вопросы родителя, их младшая сестра будто невзначай давала верные ответы. Когда Схурман-старший понял, что в девочке заложены огромные способности, он принял довольно необычное для семнадцатого века решение: стал обучать латыни и дочь. В то время женщинам не подобало заниматься изучением классических языков, тем более, что им все равно была закрыта дорога в высшие школы и университеты, где все предметы преподавались на латыни. Тем не менее, видя у девочки такие задатки к изучению языков, отец решил развивать в ней эти способности дальше.
О многогранных талантах Марии говорят ее увлечения. Она с детских лет проявляла интерес и уникальный талант к рисованию, живописи, лепки из воска и глины, резьбой по стеклу, бумаге и дереву, написанию стихов, пению, игре на клавесине и лютне. В возрасте трех лет будущая «Минерва из Утрехта» уже умела читать, а также цитировала наизусть большие отрывки из катехизиса. В шесть лет девочка создавала филигранные работы, вырезая их из бумаги. Причем многим вещам она научилась самостоятельно, без посторонней помощи.
Позже Мария изучала математику, географию, историю, астрономию, теорию музыки, теологию, право. Она имела удивительную склонность к языкам, овладев как современными европейскими и восточными, так и древними языками. Всего Мария знала 14 языков. Кроме того, у Марии был свой взгляд на образование в Нидерландах для слабого пола.
Счастливый случай
Через своих братьев, проходивших обучение в университетах Лейдена и Франекера, она познакомилась с учеными мужами, с которыми вела активную переписку. Создавалось впечатление, что ее способности и возможности не знали границ, но все же перед девушкой стояла одна, как казалось, неразрешимая проблема: поскольку «Минерва из Утрехта» была женщиной, к ее огромному сожалению, она не имела права учиться в университете.
Но все же ей помог счастливый случай. Один уважаемый профессор, теолог Гисбертус Воетий нежданно-негаданно поспособствовал тому, чтобы университет пересмотрел свои незыблемые законы. Светило теологии жил на углу той же улицы, где обосновалось семейство Схурман, и был под огромным впечатлением от талантов, которыми обладала девушка.
Воетий обратился к Марии с просьбой написать панегирик к торжественному собранию, приуроченному к снованию университета в городе Утрехт в 1636 году. «Минерва из Утрехта» с упоением взялась за дело, и ко дню открытия университета работа была завершена. Это была хвалебная ода, воспевающее столь эпохальное событие в жизни города, которая, правда, заканчивалась весьма не лестными словами сожаления о том, что женщины не имеют права получить образование в этом университете. Гимн в момент сделал Марию знаменитой,- эти дерзкие для того времени строки передавались из уст в уста даже за пределами Нидерландов.
Неизвестно, рассчитывала ли Мария на эффект, произведенный ее сочинением, но как бы там ни было, руководству утрехтского университета ничего другого не оставалось, как позволить молодой женщине посещать лекции. Правда, с одним серьезным условием: она должна была сидеть за шторой, отгораживающей ее от остальной аудитории, дабы не смущать своим присутствием мужчин: преподавателей и студентов. Хотя это был небольшой, но все же шажок, который приблизил возможность для женщин получать образование в Нидерландах.
Жемчужина Европы
И вот так, отгороженная от всех остальных студентов занавесом, «Минерва из Утрехта» изучала теологию, философию, медицину, восточные, а также древние языки, помогавшие ей лучше понять Библию. Вообще Мария придерживалась мнения, что наука должна в первую очередь сосредоточиться на лучшем понимании Библии и богословия.
Помимо учебы молодая женщина вела обширную переписку, писала стихи, публиковала бесчисленное множество трактатов, занималась каллиграфией. Её публикации побуждали влиятельных ученых мужей Европы приезжать в Утрехт, чтобы лично познакомиться с этой уникальной молодой женщиной, слава которой была безусловной. Ван Схурман переписывалась также с такими выдающимися государственными деятелями, поэтами и учеными Нижних Земель, как Даниэль Хейнсиус, Якоб Кэтс, Константин Гюйгенс. «Минерва из Утрехта» было не единственным прозвищем, которым наградили современники эту выдающуюся женщину. Ее также не без оснований называли «Десятой музой»,»Звездой Утрехта», «Жемчужиной Европы».
Известно, что помимо других видных личностей: писателей, ученых, мыслителей, политиков, ее инкогнито посещала шведская королева Кристина.
Ван Схурман везде и всегда утверждала, что женщины также обладают талантом к науке и литературе, и считала необоснованным тот факт, что их не допускают в учебные заведения для получения высшего образования.
Обет безбрачия
На смертном одре Фредерик Схурман попросил дочь дать обещание никогда не связывать себя узами брака, и Мария сдержала слово. Отдавая дань памяти отцу, она полностью посвятила себя науке и искусству. «Минерва из Утрехта» всегда отвергала всяческие попытки мужчин ухаживать за ней, не говоря уже о предложениях руки и сердца.
Со временем Мария стала тяготиться своей славой и все меньше общалась с именитыми персонами, желавшими поближе познакомиться с ней. Она все больше отдалялась от интеллектуальных и артистических кругов Утрехта. Её родители давно скончались, и на плечи Марии легла забота о двух престарелых тетушках и брате. В 1653 году им всем пришлось выехать в Кёльн на полтора года для урегулирования кое-каких вопросов, связанных с наследством.
«Минерва из Утрехта» и секта лабадистов
В 60-х годах семнадцатого столетия, когда ее возраст приближался к 60-ти годам, Мария познакомилась с Жаном де Лабади, бывшим католическим священником из Франции. Он перебрался в Нидерланды, получив место пастора в городе Мидделбург. На его проповеди стекалось много паствы, и Мария ван Схурман тоже часто посещала их, совершая всякий раз для этой цели путешествия из Утрехта, что по тем временам занимало много времени. Она была очарована учением де Лабади, призывавшим стремиться к чистоте церкви, которая, по мнению пастора, должна была состоять только из истинных верующих. Его проповеди побуждали людей постоянно совершенствоваться в духовном плане, отвергая мирские блага и удовольствия, и неся свой крест за Иисусом Христом, всецело предаваясь служению Богу и его Евангелию.
В итоге де Лабади откололся от реформатской церкви, а Мария, насквозь проникнутая его идеями, одной из первых присоединилась к этому религиозному движению, известному как секта лабадистов. В 1669 году тетушки и брат Марии ушли в мир иной, и тогда она окончательно решила порвать с реформатской церковью. Продав дом и часть своей библиотеки в Утрехте, Мария присоединилась к сектантской общине Лабади.
Реформатская церковь, категорически не принимавшая идеи этой секты, обратилась к Анне Марии ван Схурман с настоятельным призывом вернуться в церковь, но безуспешно. Все ее бывшие друзья и знакомые, включая Воетия, организовали клеветническую кампанию против нее и Лабади. Поскольку лабадистов и их образ жизни не принимался обществом и церковью, членам секты постоянно приходилось переезжать с места на место.
Память Анны Марии ван Схурман
Свое упокоение Мария нашла во Фрисландии, в городке Виюверд, что неподалеку от нидерландского города Леуварден. Это случилось в мае 1678 года. Ей было 70 лет. Казалось бы, довольно бесславная кончина, учитывая то, что еще совсем недавно о ней говорила вся просвещенная Европа.
В Утрехте одна из улиц и один внутренний дворик (хофье) названы в ее честь. На одном из домов, на месте которого в семнадцатом веке стоял дом, где Мария прожила большую часть своей жизни, висит плита с ее именем. На башне головного корпуса, в самом «сердце» университета Утрехта, один из колоколов также был назван в честь этой удивительной женщины. Он всегда звонит в знаменательные для университета моменты: оповещает о начале учебного года, напоминает о дне рождения этого учебного заведения с такой богатой историей, возвещает о присвоении докторских степеней представителям преподавательского состава. Звон колокола всякий раз напоминает о том, что во многом именно благодаря деятельности Анны Марии ван Схурман для женщин позже стало доступным высшее образование в Нидерландах.
С 2011 колокол также ежегодно звучит 4 мая, в Национальный день памяти погибших нидерландских граждан во Второй мировой войне. Это происходит, когда к подножью монумента Движения сопротивления на площади Домплейн, что у башни Домторен в Утрехте, возлагается венок от студентов и преподавателей университета.
Таким образом, имя Анны Марии ван Схурман навсегда вошло в летопись истории города Утрехт, местного университета и Королевства Нидерландов, как женщины в какой-то степени повлиявшей на то, чтобы образование в Нидерландах было доступным не только для лиц мужского пола.