С уверенностью можно сказать, что Амстердам — город развлечений. Помимо многочисленных достопримечательностей столицы с её памятниками истории и архитектуры, сегодня в Амстердаме можно найти великое разнообразие всякого рода развлечений: музеи, театры, выставки, парки, казино, развлекательные площадки и центры для детей и взрослых. Как же обстояло дело в далёких 17-ом и 18-ом веках?
Амстердам в то время являлся торговой столицей, городом-портом. Корабли голландской Ост-Индской торговой акционерной компании свозили сюда товар со всего света. Казалось бы, голландцы полностью были поглощены строительством дамб и торговлей, и в их жизни совершенно не было места для развлечений. Но это не так. И тогда в Амстердаме можно было найти занятие, чтобы отвлечься от напряженного ритма трудовых будней.
Как же амстердамцы разнообразили свой досуг? Люд попроще расслаблялся в многочисленных трактирах и винных погребах, на ярмарках, которые устраивались два раза в год. А для более образованных и состоятельных горожан существовали увеселения другого сорта. Во-первых, для публики регулярно устраивались театральные представления. Кто-то приходил полюбоваться на дивный кукольный домик Петронеллы Ортман, в котором всё было настоящее, только в крохотном масштабе. Можно было посетить частное собрания картин, как например, в галерее Яна Гилдермейстера, находившейся в роскошном особняке, или в Доме на Золотой излучине, как его называли, на канале Херенграхт. На окраине города, – а тогда с западной стороны её очерчивал канал Принсенграхт, – также были сады, специально предназначенные для отдыха и развлечения граждан.
Амстердамские сады-лабиринты прошлого
Многочисленные туристы, приезжающие сегодня в Амстердам, с огромным удовольствием посещают музеи, имеющие непосредственное отношение к живописи, искусству и истории этой страны: Рейксмузеум, музей Ван Гога, Стеделийк музей, дворец на площади Дам, дом-музей Ван Лоон, Виллет-Холтхёйзен, музей Мореплавания.
Но музей восковых фигур мадам Тюссо также привлекает большое количество посетителей, хотя, казалось бы, Голландия — не родина музеев восковых фигур.
А вот тут я хочу вас удивить: уже в 17-ом веке в Амстердаме существовал сад развлечений, в котором, в том числе, были и восковые фигуры.
Первоначально увеселительные сады с лабиринтами и фонтанами встречались только в роскошных частных поместьях под Утрехтом, вдоль реки Вехт, куда богатые купцы вывозили свои семьи на летний период. Но в начале 17-ого века такие сады стали появляться при так называемых ложементах,— гостиницах для богатых постояльцев, и при дорогих трактирах. Гуляя в них, зажиточные граждане могли наслаждаться природой и всякого рода диковинками.
Самый первый сад в Амстердаме появился на канале Принсенграхт (Prinsengracht). На карте города 1625 года Балтазара Флориса этот сад изображен в виде квадратного лабиринта. Он был заложен трактирщиком Винсентом Якобсзоном Костером около 1602 года. Входные ворота находились на самом канале. Сад с лабиринтом можно было посетить за отдельную плату. Визит в него можно было совместить с посещением трактира, а можно было просто зайти сюда с целью получить удовольствие от прогулки в этом чудесном месте. За зданием ложемента были установлены группы статуй. Это были деревянные и восковые фигуры, изображающие исторические и библейские сюжеты. Также в саду были разного рода механические куклы.
Чуть дальше располагалась другаая гостиница «Де Оранйе Пот». Её владелец тоже открыл сад развлечений с лабиринтом. С тех пор пошли разговоры о Старом и Новом Лабиринтах.
Старый Лабиринт
О том, как выглядел Старый Лабиринт известно из буклетов с описаниями сада, которые были опубликованы в то время. Первый буклет вышел в 1648 году и несколько раз переиздавался. Такую брошюру приобретали в качестве сувенира. После экскурсии по саду посетитель мог посидеть в трактире и прочитать описание различных скульптур, которые он видел.
В саду, например, находился фонтан Вакха и Ариадны работы Альберта Финкенбринка, — скульптора и резчика по дереву. Среди его прочих работ великолепная 13-метровая деревянная резная кафедра Новой церкви на площади Дам (Ньиве Керк), над которой он работал 15 лет. В более позднем издании буклета, 1657 года, упоминаются механические фигуры Давида, Голиафа и щитоносца Голиафа. Доподлинно неизвестно, кто является их автором, но и эти работы также приписываются Финкенбринку. Фигуры приводились в движение встроенным в них механизмом, их головы и глаза вращались влево и вправо.
К большому сожалению, к концу 18-ого века Старый лабиринт описывали уже как «изрядно обветшавший». Он продержался до 1862 года. Инвентарь был уничтожен или распродан на аукционе. Только скульптурная группа Давида и Голиафа была вывезена из усадьбы благодаря вмешательству тогдашнего муниципального архивариуса и сохранилась до наших дней. Давида, Голиафа и щитоносца до сих пор можно увидеть в амстердамском музее.
Амстердам — город развлечений 19-ого века
Но чтобы поддержать почетное звание Амстердам — город развлечений, в 1882 году в столице открыл свои двери нидерландский Паноптикум (Panopticum). Находился он на Амстелстраат, что рядом с площадью Рембрандта. Вдохновленные популярным музеем восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне, амстердамцы решили основать такой же в Нидерландах. Открытие состоялось 17 июля 1882 года. Правление Нидерландского Паноптикума, в отличие от лондонского, не стремилось предложить своим посетителям «просто развлечение». Музей предназначался также и для образовательных и обучающих целей. Здесь были запечатлены в воске сцены из типичной голландской жизни, исторические и библейские сюжеты, и даже воссозданы экзотические сцены из жизни нидерландских колоний. Одним словом, в Паноптикуме повседневная жизнь, а также национальное прошлое были представлены максимально реалистично.
Успех и банкротство Паноктикума
Вся коллекция скульптур и сцен музея делилась на залы. В буклете-каталоге подробно объяснялось, в каком отсеке здания находится та или иная композиция. Каких только сюжетов здесь не было! Названия говорят сами за себя: «Королевские особы», «Знаменитости», «Традиционные костюмы», «Сказочные персонажи», «Библейские истории», «Комната ужасов», «Орудия пыток», «Маски убийц», «Маски знаменитых мужчин», «Бюсты» и даже «Руки» определенных лиц, и конечно же, сцены из повседневной жизни. Этот список расширялся и обновлялся на протяжении многих лет.
Особой популярностью пользовалась «Преисподняя», в которую посетители спускались в лифте. Здесь можно было увидеть, среди прочего, восковую фигуру Фрау Костер, — убийцу, бросившую в воду своего одиннадцатилетнего сына. Рядом с ней стояла другая «знаменитость» с дурной славой, Мисс Миллионерша, обманувшая десятки людей на огромные суммы, о которой подробно можно почитать по этой ссылке.
В 1914 году в Паноптикуме была представлена группа восковых фигур, изображающих визит королевы Вильгельмины в дома, объявленные непригодными для проживания на Спигельстраат в Амстердаме. Эта сцена была взята из фотографии в текущих газетах. Национальное бедствие, — прорыв дамбы в Бракеле в 1855 году, где побывал король Виллем III, тоже было воссоздано для просмотра. Можно было увидеть и кораблекрушение 1889 года. Таким образом, посещение Паноптикума было также способом получить представление о важных событиях такого рода.
К сожалению, чтобы предотвратить банкротство, в 1912 году пришлось часть помещений (подвал и цокольный этаж) отдать под театр, и музей был переименован в «Театр Паноптикум». А в 1919 году Паноптикум ушел «с молотка» из-за снижения интереса и конкуренции с кинотеатрами. Лишь в 1970 году в Амстердаме был открыт новый музей восковых фигур под названием «Мадам Тюссо».
Наследие Паноптикума в Амстердаме двадцать первого века
Сегодня Амстердам по-прежнему предлагает туристам и жителям столицы Нидерландов разнообразный спектр захватывающих развлечений и аттракционов. Правда, у музея восковых фигур мадам Тюссо появились серьёзные «соперники». Его комнаты ужасов столкнулись с конкуренцией со стороны музея Амстердамского подземелья (Dungeon) и Музея пыток (Het Torture Museum). Получить представление о голландской идентичности и культуре можно в Амстердамском музее, где история города и страны оживает в привлекательной форме, а также в захватывающем представлении на аттракционе «Это Голландия». (This Is Holland-experience).
Приезжайте в Амстердам — город развлечений. Он никого не оставит равнодушным! Вы сможете насладиться его красотами, побывав на экскурсии и принять участие в развлекательной программе.