Почти сто лет, с 1921 года, с того самого момента, когда картина, «Улочка» (Het Straatje) стала собственностью Рейксмузеума в Амстердаме, продолжались поиски этой самой улочки, вдохновившей Яна Вермеера Делфского (Jan Vermeer van Delft), великого голландского художника 17-ого века, на написание одного из двух своих известнейших пейзажей в его родном городе Делфте (Delft). Экспозиция в музее Принсенхоф — редчайшая возможность увидеть произведение замечательного делфтского мастера в том городе, где оно было им написано.
Экспозиция в музее Принсенхоф
С 25-ого марта по 19 июля 2016 года в музей Принсенхоф (Prinsenhof) в городе Делфт будет проходить выставка, посвящённая этим многолетним поискам, и на это время посетители государственного музея изобразительных искусств Рейксмузеума (Rijksmuseum) города Амстердама (Amsterdam) будут временно лишены возможности любоваться этой картиной, так как она будет выставлена в музее Принсенхоф в городе Делфте.
Таинственный Вермеер
«Делфтский сфинкс», так называли и продолжают называть Йоханнеса Вермеера с лёгкой руки французского писателя и критика Марселя Пруста (Marcel Proust), настолько ничтожно мало о нём известно. Великий Вермеер Делфтский оставил после себя до обидного немного написанных им картин, но зато невероятное количество загадок. Во многом то, что имя художника на 200 лет после его смерти было забыто, связано с тем, что Вермеер создавал картины очень неспешно, и доступны они были только определённому кругу коллекционеров. В голландский золотой 17-ый век большинство художников писало по несколько работ в месяц, а дошедших до наших дней творений Вермеера Делфтского во всём мире насчитывается около 35. В Голландии находятся всего семь работ мастера. Три из них хранятся в Гааге, в музее Маурицхёйс (Mauritshuis), и четыре в Рейксмузеуме в Амстердаме.
И загадки, связанные с именем Яна Вермеера, до сих пор стараются разгадать историки и искусствоведы разных стран. Остаётся неизвестной точная дата его рождения, известно лишь, что он родился в 1632 году. Достоверно неизвестно, кто был его учителем, предположительно Карел Фабрициус (Carel Fabritius), погибший при взрыве порохового склада в городе Делфте в 1654 году. Нет ни одного автопортрета Вермеера, поэтому мы не знаем, как он выглядел. Вероятно, это один из мужских персонажей его картины»Сводня» («De Koppelaarster»), но это опять-таки всего лишь предположение. До сих пор искусствоведы спорят, использовал ли художник в работе камеру-обскура. Даже причина скоропостижной смерти Вермеера в 43 года тоже неясна. Но его гениальность, уровень мастерства и сила воздействия его работ на зрителя остаются бесспорными.
Вермеер несколько раз избирался главой гильдии Святого Луки (Sint-Lucasgilde) города Делфта, что свидетельствует о неукоснительном авторитете художника в кругу своих собратьев по кисти, поскольку эта должность считалась очень почётной, и на неё избирались только самые уважаемые и талантливые члены гильдии.
Но всё же одна из загадок художника разгадана!
Его знаменитая картина «Улочка», хранящаяся в Рейксмузеуме (Rijksmuseum) в Амстердаме, всегда вызывала большой ажиотаж и не только благодаря своим художественным достоинствам. Искусствоведы и исследователи творчества художника многие десятилетия не могли определить, где именно находилась эта самая улочка в городе Делфте, которая изображена на одноимённой картине.
Одним из первых почитателей и исследователей творчества Вермеера, вновь открывшего его для любителей живописи в конце 19-ого века, был французский критик Торе-Бюрже (ThoréBürger). Увидев в Гааге, в музее Маурицхёйс картину Вермеера «Вид города Делфта» («Gezicht op Delft»), он был ею полностью очарован и сказал, что художник, написавший такую картину, достоин того, чтобы о нём и о его творчестве узнали все. А вот как он описывал картину «Улочка»: «Ничего, кроме стены и нескольких ничем не украшенных пролётов. Но зато какие краски!».
Именно такой мы и сегодня видим эту картину, продолжая удивляться тому, что невзирая на всю кажущуюся свою обыденность, она не перестаёт восхищать зрителя. Отточенные линии кирпичных фасадов домиков и самой улочки, проём между домами, придающий картине удивительную глубину, лёгкая вибрация воздуха, сочетаются с лаконичностью изображённых фигур и создают впечатление застывшего времени. Всё это не только притягивает взгляд, но как бы вовлекает, заманивает зрителя внутрь картины. Он становится незримым, но полноценным участником этого безмолвного и одновременно восхитительного действа.
Где ж эта «Улочка»?
Версий о местонахождении улочки всегда было предостаточно, но наверняка определить его удалось лишь недавно профессору амстердамского университета Франсу Грайзенхауту (Frans Grijzenhout). Он исследовал архивные записи города Делфт, а именно реестра, с информацией не только о ширине домов и глубине проходов между ними, но и о налогах, которые платили бюргеры в казну города Делфта за поддержание набережных, к коим относились их дома, в должном состоянии. Кропотливейшая работа учёного университета Амстердама (Universiteit van Amsterdam) принесла свои плоды, и сейчас каждый из приезжающих в город Делфт может посмотреть на эту саму улочку. Экспозиция в музее Принсенхоф рассказывает об изысканиях историков и архивистов, работавших над проектом.
Здания, стоящие на этом месте сегодня, были построены в 19-ом веке, но проход между двумя домами сохранился. Профессор Грайзенхаут выяснил, что дом справа принадлежал когда-то тётке художника, сводной сестре его отца, которая зарабатывала тем, что торговала потрохами. Именно поэтому соседние ворота-проход получили название «Требушиные ворота» («De Penspoort»).
Экспозиция в музее Принсенхоф раскрывает тайну «Улочки»
Посетив данную выставку в музее Принсенхоф в Делфте, вы сможете получить более подробную информацию об исследованиях профессора и старшего преподавателя истории искусств университета Амстердама Франса Грайзенхаута, и сравнить улочку 17- ого века с картины Вермеера Делфтского с её современным видом.
Наряду с картиной Улочка в музее Принсенхоф будут выставлены картины современников Вермеера, талантливейших художников Питера де Хоха (Pieter de Hooch), и Хендрика ван Влита (Hendrick van Vliet). Картины Питера де Хооха, жившего в городе Делфт в то же время, что и Вермеер, по предположениям искусствоведов, могли вдохновлять Яна Вермеера на написание его жанровых сцен. Одна из работ де Хоха позаимствована из собрания Национальной галереи искусства в Вашингтоне, вторая из одной из частных коллекций Великобритании. На их полотнах художников изображены сцены повседневной жизни города Делфта и его жителей в 17-ом веке.
Спешите видеть! Экспозиция в музее Принсенхоф в Делфте поможет вам ближе познакомиться с интереснейшим сюжетом картины «Улочка», лучше понять ее автора. Более того, после посещения выставки вы сможете пройти к этому самому месту, которое когда-то вдохновило Вермеера на написание этой чудесной картины, и посмотреть на эту «Улочку» и на этот дом.
C 25-ого марта по 19-ое июля 2016-ого года в музее Принсенхоф города Делфт.
Место проведения экспозиции:
Адрес музея Принсенхоф: Sint Agathaplein 1, 2611 HR Delft.
Дни и часы работы музея Принсенхоф: вторник-воскресенье с 11.00 до 17.00
музей закрыт: 27 апреля (День короля), 25 декабря (Рождество), 1 января.
Стоимость билетов: взрослые € 10,00
с 12 до 18 лет € 5,00
до 11 лет бесплатно.