С 29 ноября 2022 года по 29 января 2023 года в музее Эшера в Гааге выставлялся портрет «Рембрандт в красном берете». Этому произведению мастера отводится особое место среди автопортретов ещё одного известного голландского художника-графика Маурица Корнелиса Эшера, работы которого висят в бывшем дворце Ланге Ворхаут, ставшим музеем Эшера с 2002 года.
Картина «Рембрандт в красном берете» имеет весьма запутанную историю, в которой смешались кража, конфискация, дипломатические, наследственные и юридические споры. Спустя десятилетия, портрет снова выставлен на всеобщее обозрение в том самом месте, где он провисел многие годы, являясь собственностью одного из наследников голландской королевской семьи, который проживал в этом дворце.
Её нынешний владелец утверждает, что вне всякого сомнения «Рембрандт в красном берете» был написан самим Рембрандтом, то есть, является его автопортретом, хотя далеко не все эксперты спешат с ним согласиться. Мнения учёных в этом вопросе расходятся кардинально.
Некоторые считают, что автором этого портрета является сам мастер. Другие не так категоричны в оценке и полагают, что «Рембрандт в красном берете» — студийная работа одного из его учеников, по всей вероятности, Фердинанда Бола. А есть и третья группа искусствоведов, уверенных в том, что это вообще копия работы XIX века.
«Рембрандта в красном берете» на родине художника не видели очень давно, хотя именно в этом здании на аристократичном бульваре Гааги Ланге Ворхаут, которое когда-то служило дворцом, портрет находился довольно длительное время. Дело в том, что в период между 1850 и 1894 годами, здесь жил принц Хендрик, сын короля Вильгельма II и его венценосной супруги, великой княжны Анны Павловны Романовой.
Всего два месяца автопортрет радовал посетителей музея, тогда как целых 125 лет, начиная с 1898 года, лет картину не видели в Нидерландах. А на публике она не выставлялась с 1967 года.
Книга Шварца
Причиной этого особого события во многом послужило недавнее исследование истории картины специалистом по Рембрандту Гэри Шварцем. Шварц использовал многочисленные неопубликованные документы в Королевских архивах Нидерландов, архивах правительств США и Германии, Национальной художественной галерее в Вашингтоне, немецких судах и частной переписке между потомственной великой герцогиней Елизаветой и немецко-американским специалистом по Рембрандту Якобом Розенбергом.
Одновременно с выставкой Шварц, — голландско-американский исследователь Рембрандта, опубликовал книгу «Рембрандт в красном берете: исчезновения и новые появления автопортрета», в которой использовались рассекреченные правительственные документы и ранее неиспользованные источники для реконструкции картины. В своей Шварц реконструирует судьбу этого важного произведения искусства, полную приключений и хитросплетений.
Шварц утверждает, что некоторые ученые несправедливо дискредитировали эту работу. Лично он убежден, что это не просто оригинал картины XVII века , а самый настоящий автопортрет талантливого и знаменитого живописца. В своем интервью, которое он дал в здании бывшего дворца, Шварц заявил, что с 1823 по 1969 год все воспринимали эту работу безоговорочно как Рембрандт и ни у кого не возникало в этом никаких сомнений. «Это каноническое изображение, и никто другой не рисовал подобные изображения. Я просто не понимаю, почему в этом можно сомневаться», — говорит исследователь.
Написать книгу Шварцу поручил нынешний владелец картины, респектабельный немецкий коллекционер Иоганн Эллер. Шварц не знает, планирует ли Эллер продать картину, но уверен, что ее рыночная стоимость существенно возрастет, если работа будет рассматриваться как подлинный Рембрандт, созданный исключительно рукой художника.
Провенанс картины «Рембрандте в красном берете»
Картина на протяжении веков сменила несколько стран и владельцев. В 1823 году портрет «Рембрандт в красном берете» через арт-дилеров приобрел будущий король Нидерландов Вильгельм II (1792-1849). Он был женат на праправнучке русского царя Петра Первого. В 1816 году кронпринц и будущий король Нидерландов сделал предложение Великой русской княжне Екатерине Павловне Романовой, и свадьбу молодых пышно играли и в России, и в Нидерландах.
В 1839 году «Рембрандте в красном берете» был перевезен из Брюсселя в Гаагу, а с 1842 года висел в только что построенном Готическом зале дворца Кнёйтердейк, в котором Вильгельм II проживал со своей супругой. Дворец Кнёйтердейк был подарен королём Вильгельмом I своему сыну и его молодой жене в 1826 году. Оба супруга: и Вильгельм II, и Екатерина Павловна, обожали искусство и собрали великолепную коллекцию картин, которая после их вынужденного переезда из Брюсселя в Гаагу переехала вместе с ними. Для этой бесценной коллекции по приказу Вильгельма II был построен Готический зал.
Кончина Вильгельма II в 1849 привела к тому, что эта редкостная коллекция картин была выставлена на аукционе в 1850 году. Портрет «Рембрандт в красном берете» приобрёл Виллем Фредерик Хендрик (1820-1879), принц Оранский-Нассау, третий сыну Виллема II и Анны Павловны. Принц повесил его во дворце на бульваре Ланге-Ворхаут (ныне известном как музей Эшера), в котором на тот момент проживал. Наверняка неизвестно, сколько именно лет картина провисела в этом дворце. Предположительно она оставалась в нём с 1850 по 1879 год.
Дальнейшая история картины читается как увлекательный детективный роман. Позже портрет унаследовала единственная дочь венценосной пары Виллема II и Анны Павловны, соответственно, родная сестра Фредерика Хендрика, принцесса Вильгельмина Мария Луиза София Нидерландская, или София (1824–1897).
Когда по причине болезни София проходила лечение в немецком городе Веймар, куда она отправилась вместе с матерью, её познакомили с кузеном, Вильгельмом Эрнстом Карлом Александром, сыном великого герцога Карла Фридриха Августа и великой княгини Марии Павловны, родной сестры Анны Павловны. Позже молодые люди, которые приходились друг другу двоюродными братом и сестрой, поженились. София переехала к мужу в Германию.
Именно тогда вслед за великой герцогиней «Рембрандт в красном берете» покинул Нидерланды, и был доставлен в город Веймар. В 1909 году Эрнест Карл Александр одолжил картину местному музею, а в 1921 году, полотно украли.
Кража портрета
В одной из немецких газет тогда сообщалось, что воры взобрались по громоотводу на верхний этаж, выбили окно и таким образом проникли в здание. В этой же статье было написано, что грабители забрали из музея несколько других картин. В другом издании того времени говорилось, что единственной действительно ценной вещью, которая была похищена, был «всемирно известный автопортрет голландского мастера, произведение его лучшего периода, написанное на год позже знаменитого «Ночного дозора». За картины было предложено вознаграждение в размере 100 000 марок, но произведения искусства не были найдены.
Казалось, «Рембрандт в красном берете» бесследно исчез. Но совершенно неожиданно он всплывает в Америке в 1945 году.
«Рембрандт в красном берете» в Америке
История его появления в Америке подробно описана в книге Шварца, в которой автор утверждает, что это всего лишь одна из многочисленных версий некоего Лео Эрнста, непосредственного участника этой полукриминальной истории.
Вот вкратце содержание того, как картина «всплыла» на американском рынке. В 1934 году сантехник Лео Эрнст из города Дейтон, что в штате Огайо, отправился на выходные развеяться в Нью-Йорк. Там, по его словам, в одном из баров он напился в компании с немецкими моряками до невменяемого состояния. Проснувшись утром в номере дешевой гостиницы, он с изумлением обнаружил, что денег в его бумажники не осталось, зато на видавшем виды столе лежали три свернутые в рулоны старые картины. Изображенный на одной из них мужчина в красном берете странным образом напоминал голландского живописца Рембрандта. Хотя, казалось, откуда какой-то сантехник из захолустного американского городка мог знать, как выглядел голландский мастер или его работа, если он не имел непосредственного отношения к подпольной торговле произведениями искусств.
Абсолютно не помня подробностей прошлой ночи, сантехник вернулся домой в Дейтон, спрятал картины и попытался забыть про этот эпизод. Кто знает, действительно ли работы старых мастеров оказались у него совершенно случайно по необъяснимому стечению обстоятельств, или же он являлся членом банды по торговле краденными шедеврами. Тем не менее все три картины долгое время оставались лежать в доме Лео Эрнста.
Почти десятилетие спустя, в 1945 году, его новоиспеченная супруга Анна Каннингем наткнулась на произведения искусства в шкафу мужа и поинтересовалась у того, что это такое. «Просто какой-то старый хлам», — последовал ответ.
Женщина решила, что не дело хранить в доме картины, тогда как наверняка за них можно выручить неплохие деньги, и привезла все работы, в том числе и «Рембрандта в красном берете» в Дейтонский институт искусств. Там она показала их директору музея Зигфриду Венгу. Тот попросил оставить все три произведения на время для исследований.
Позже в своем письме Фрэнсису Генри Тейлору, тогдашнему директору Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Венг писал, что он почти не сомневался в том, что перед ним на столе лежал сильно поврежденный холст с автопортретом Рембрандта из Веймарского музея.
Вторая мировая война только недавно закончилась, и Тейлор подозревал, что картина могла быть вывезена из какого-либо музея или частной коллекции среди прочих предметов живописи во время войны. Он посоветовал Венгу отправить портрет Чарльзу Генри Сойеру, являвшемуся главой отдела по расследованию грабежей произведений искусства в Вашингтоне.
Юридические злоключения портрета «Рембрандт в красном берете»
Правительство США потребовало конфискации работы в соответствии с Законом, ограничивавшим покупку товаров из Германии в военное время. Прежде чем перевезти картину под вооруженной охраной в Вашингтон, Дейтонский художественный институт выставил ее для обозрения публики.
«Рембрандт в красном берете» двадцать лет оставался в юридически подвешенном состоянии, на попечении Национальной галереи искусств. Его изучили, охарактеризовали как «очень сильно поврежденный» и частично реставрировали.
В 1965 году президент Линдон Б. Джонсон объявил, что хочет очистить американское хранилище от произведений, изъятых в послевоенное время. Акт Конгресса 1967 года разрешил возвращение картины на родину.
Сначала полотно отправили в Бонн, в Западную Германию, союзнику США в холодной войне. Но поскольку работа была украдена из Веймара, который тогда находился на территории коммунистической Восточной Германии, правительство лоббировало ее возвращение. Тут претензии на право владения картиной предъявила герцогиня Елизавета фон Саксон-Веймар-Айзенах (1912-2010), младшая дочь Софии и её супруга. Напомню, что именно супруг Софии, Вильгельм Эрнст Карл Александр в 1909 году и одолжил портрет музею. В конечном итоге «Рембрандт в красном берете» достался Елизавете. Но в 1983 году великая герцогиня продала портрет Эллеру, нынешнему владельцу.
Так кто же автор?
Но все же вопрос остается открытым: настоящий ли это Рембрандт? В 1930-х годах ведущий исследователь Рембрандта той эпохи Абрахам Бредиус описал портрет «Рембрандт в красном берете» в каталоге работ художника как «Автопортрет, 1643 года» и отметил его как украденный. Но в 1960-х мнения по опводу авторства этого произведения изменились. Вв 1969 году историк искусства Хорст Герсон обновил каталог с произведениями Рембрандта, составленный ранее Бредиусом, обозначив эту работу как портрет кисти Фердинандта Бола или других учеников мастера.
Позже эксперты Исследовательского проекта Рембрандта (Rembrandt Research Project), — группа голландских ученых, изучивших все известные картины мастера, выразили еще большие сомнения: они предположили, что это имитация XIX века. Эрнст ван де Ветеринг, историк искусства, возглавлявший исследовательскую группу, повторно изучил картину в Рейксмузеуме и пришел к другому выводу, опубликованному в 2005 году. Согласно его заключению, картина была создана в студии Рембрандта. А Рембрандт часто подписывал работы своим именем и продавал их как свои, даже если они частично или полностью были написаны его учениками.
Йерун Гилтай, бывший главный хранитель картин старых мастеров в Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме, недавно опубликовал новый каталог всех известных и спорных произведений Рембрандта «Великая книга Рембрандта: все 648 картин». В нём он также атрибутировал портрет «Рембрандт в красном берете» как студийную работу, объясняя это тем, что по стилистическим соображениям не может отнести это произведение к произведению самого Рембрандта.
Атрибуции картин — всегда дело непростое, и мнения искусствоведов могут со временем меняться. Речь идет не только о стоимости картины, цена на которую при авторстве Рембрандта может взлететь в несколько десятков, а то и сотен раз, но и о престиже обладания музеем или частным владельцем подобного шедевра.
The New York Times связалась с несколькими экспертами, в том числе с Квентином Бювело, куратором старых мастеров в музее Маурицхёйс в Гааге, Дэвидом де Виттом, старшим куратором Дома-музея Рембрандта в Амстердаме, Петрией Ноубл, главным реставратором работ Рембрандта в Рейксмузеуме, Отто Науманном, уважаемым бывшим дилером старых мастеров. Все они отказались комментировать атрибуцию Шварца.
Шварц же уверен, что одна из причин, по которой люди могут не воспринимать «Рембрандта в красном берете» как подлинного Рембрандта, заключается в том, что портрет очень сильно поврежден. Теперь, по его словам, ученые, сопоставив все опубликованные им данные, могут сделать новые выводы из всей этой удивительной истории. Он также добавил, что именно все хитросплетения вокруг этого полотна гораздо более важны и интересны, чем сама его атрибуция.
Кто же поставит точку в этом споре?