Даже ранние произведения Рембрандта (Rembrandt van Rijn), которые он создавал в самом начале своей карьеры, красноречиво свидетельствуют о таланте молодого художника. Цикл картин под названием «Пять органов чувств» Рембрандта являются ярким доказательством этому.
Рембрандт впервые покинул родной Лейден в 1625 году, отправившись на 6 месяцев в Амстердам. Там, в мастерской своего учителя Питера Ластмана (Pieter Lastman), жившего в еврейском квартале, молодой живописец совершенствовал своё мастерство.
Скорее всего, именно в этот период, или же сразу после того, как он вернулся из Амстердама в Лейден, восемнадцатилетний художник написал цикл, состоявший из 5-ти работ. Это были панели, каждая из которых была аллегорией одного из органов чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Позже ин назовут «Пять органов чувств» Рембрандта.
Одна из этих работ, которая является аллегорией зрения и носит название «Продавец очков» («De Brillenverkoper», het Zicht), хранится в музее Лакенхал (Museum de Lakenhal) на родине художника Лейдене.
Две другие: аллегория слуха «Трое певцов» («Drie Zangers», het gehoor) и «Операция» («De Operatie», het Gevoel), олицетворяющая осязание, уже давно находятся в частной коллекции Томаса Каплана (Thomas S. Kaplan). Это американский бизнесмен, историк, филантропом и давнишний собиратель и ценитель живописи голландских мастеров периода Золотого Века (Gouden Eeuw). В своей блистательной коллекции, которую называют Лейденской (The Leiden Gallery или The Leiden Collection), ему удалось собрать 250 рисунков таких гениальных представителей голландской школы, как Рембрандт ван Рейн, Ян Вермеер (Johannes Vermeer) Геррит Доу (Gerard Dou).
Но поскольку собрание господина Томаса Каплана носит название Лейденской коллекции, он очень избирательно относится к её содержимому, отдавая предпочтение художникам из Лейдена.
Ещё две,- аллегории обоняния (de Reuk) и вкуса (de Smaak) долгое время считались утерянными.
Но к великому изумлению и радости всех страстных поклонников творчества гениального Рембрандта, в 2015 году, в городке Блумфилд (Bloomfield), что в штате Нью Джерси (New Jersey), на одном из аукционов вдруг всплыла до того считавшаяся утраченной картина-аллегория обоняние.
История её обнаружения заслуживает особого внимания.
Длительное время в подвале дома одной американской семьи, лежала панель, находившаяся в очень плачевном состоянии: во многих местах краска облупилась, лак пожелтел и потрескался, большая часть поверхности панели была сильно загрязнена. Картина досталась им в наследство, и семья всякий раз порывалась избавиться от ненужной вещицы, но что-то им постоянно мешало это сделать.
И вот, в очередной раз, прежде чем выбросить картину на помойку, семья всё же решила на всякий случай её оценить на аукционе.
Они и подумать не могли, каким бесценным сокровищем обладали.
Даже глава аукционного дома Джон Най (John Nye), куда обратилась семья, посчитал панель, выражаясь его собственными словами, «на удивление ничем не примечательной». Работа была аттрибутирована им как » 19-ый век, неизвестный автор, континентальная школа» и оценена в сумму 500-800 долларов. Лоту дали название «Упавший в обморок пациент» («De Flauwgevallen Patiёnt»).
За неделю предварительного просмотра лотов, — время, предшествующее торгам, которое отводится на аукционах для ознакомления потенциальных покупателей и арт дилеров с выставленными на продажу предметами, — на старую панель никто даже не взглянул.
Начальная цена лота составляла всего 250 долларов.
Также и среди присутствующих на аукционе картина не вызвала совершенно никакого ажиотажа, или даже незначительного интереса.
Но неожиданно вокруг этого лота стало происходить что-то невероятное.
Как и в других аукционных домах, так и в этом, существовала возможность принимать участие в торгах онлайн, когда интерактивные участники, находившиеся в разных странах, легко могли следить на мониторах своих компьютеров за течением торгов. И вот сидевшие в зале участники вдруг понимают, что за короткие 15 минут на лот «Пациент, упавший в обморок» по телефону было сделано сразу несколько десятков ставок. Единственное, что было понятно, это то, что торг велся между двумя интерактивными участниками из Европы. Каждый из них, постоянно увеличивал ставки в разы, норовя обойти соперника. Суммы на картину, предлагаемые невидимыми покупателями, росли в геометрической прогрессии. Сначала цена выросла до 210.000 долларов, через секунду это было уже 300.000. Но почти сразу же цифра была взвинчена до 500.000 долларов.
Поняв, что на торгах происходит что-то невообразимое, представитель весьма авторитетного торгового дома из Амстердама Ян Сикс Файн Арт (Jan Six Fijn Art), связался со своим директором Яном Сиксом, который находился в этот момент в Амстердаме. Этот торговый дом славится своими высококвалифицированными экспертами, а также посредничеством в области купли-продажи произведений искусств преимущественно старых фламандских и голландских мастеров 15-ого- 19-ого веков.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление.
Надо сказать, что род Сиксов весьма древний, и их предок, тоже Ян Сикс, проживавший в особняке на одном из каналов Амстердама, какое-то время был в дружеских отношениях с Рембрандтом, и тот написал его портрет. Этот портрет до сих пор находится в одноимённой коллекции семьи Сиксов. Надо понимать, какое значение имеет творчество Рембрандта для представителей этого рода.
Так вот, увидев картину на мониторе компьютера, Ян Сикс практически моментально распознал в ней руку юного Рембрандта и прокричал в трубку своему агенту: «Покупай немедленно!», но к его жесточайшему разочарованию, он опоздал. Молоток аукциониста к этому моменту коснулся стола уже в третий раз.
Работа Рембрандта в итоге ушла за 870.00 долларов. Обладателем её стала одна из французских галерей Талабардон & Готье (Talabardon & Gautier). Но с учётом аукционных сборов, галерея выложила в общей сложности 1 млн долларов.
Ян Сикс позже заявил, что даже сумма в 2 млн долларов сполна окупилась бы, и что он не пожалел бы за эту работу великого голландского живописца и 2,5 млн.
Никто из видевших панель искусствоведов ни на секунду не усомнился, что это был именно Рембрандт. Бросалось в глаза очевидное стилистическое и композиционное сходство вновь обретённого произведения с тремя уже известным картинами Рембрандта этой серии, и то, что все четыре работы написаны в одной цветовой гамме. Последние сомнения скептиков рассеялись, когда после реставрации на одном из фрагментов панели обнаружили монограмму RHF, которой Рембрандт подписывал свои ранние произведения.
Тот факт, Рембрандт оставил монограмму на этой картине, говорит о том, что уже тогда, будучи ещё совсем юным художником, он вполне серьёзно подходил к своему творчеству. Подпись означает: Выполнено Рембрандтом Харменсом (Rembrandt Harmenz fecit).
Но предприимчивый господин Каплан перекупил «Пациента» у французской галереи предположительно за 4 млн долларов, и теперь он является владельцем сразу трёх картин-аллегорий Рембранта из серии «Пять чувств». Господин Каплан, к большой радости всех ценителей искусства, готов предоставлять картины из своего бесценного собрания разным музеям мира, чтобы великолепные работы голландских художников могли посмотреть любители живописи в разных уголках Земли.
К сожалению, судьба пятой картины Рембрандта из его серии «Пять органов чувств» до сих пор остаётся неизвестной. Вероятнее всего, она безвозвратно утрачена.
Но кто знает, возможно, она ждёт своего аукциона на чердаке или в подвале одного из старых домов где-то в захолустье, и когда-нибудь у нас появится счастливая возможность увидеть все пять работ молодого Рембрандта, собранными вместе под крышей его дома-музея в Амстердаме.
Музей Лакенхал в Лейдене сейчас находится на реконструкции, поэтому картина Рембрандта из цикла «Пять органов чувств», символизирующая зрение «Продавец очков», являющаяся собственностью музея, до весны 2019 года будет путешествовать по разным музеям мира.