Хан ван Мегерен заработал миллионы, продавая поддельные полотна, якобы принадлежавшие кисти Вермеера. На эти деньги он не только получал разнообразные жизненные блага, но и построил небольшое «королевство» недвижимости в Амстердаме. Правда, приобретение особняка на канале Кейзерсграхт невольно оказалась крахом для художника. Так что в итоге фальшивый Вермеер Мегерена принес автору недобрую славу.
29 мая 1945 года Хан ван Мегерен был арестован в своем доме на канале Кейзерсграхт голландским лейтенантом Йозефом Пиллером. После освобождения страны от немецких оккупантов Пиллер начал расследование событий, связанных с самой известной художественной галереей Жака Гаудстиккера. Еврейский владелец, чьё имя носила галерея, умер в Англии, куда он бежал после немецкого вторжения в Голландию, а один из приспешников Германа Геринга, баварский банкир Алоиз Мидль, присвоил себе галерею со всем её содержимым.
Пиллер обнаружил, что через Мидля картина «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», приписываемая Иоганнесу Вермееру, была продана Герингу за 1,65 миллиона фунтов стерлингов. Он подозревал, что галерея использовалась для «отмывания» украденных произведений искусства. Полотно Мидль получил из рук художника Хана ван Мегерена. Вообще говоря, все пять «Вермееров», поступивших на рынок после 1937 года, принадлежали ему. Пиллер не сомневался, что Ван Мегерен был коллаборационистом, который продал бесценное голландское наследие врагу. Он даже и представить себе не мог, что это был фальшивый Вермеер Мегерена.
Неожиданное признание
11 июня 1945 года лейтенант отвез Ван Мегерена в специальную комнату для допросов на Аполлолане. Сначала тот открещивался от участия в сделке по продаже высокопоставленным немецким чинам полотен нидерландского живописца из Делфта. Но после того, как Пиллер заявил, что Мидль называет инициатором продажи картин Вермеера именно его, Ван Мегерена, признался: «Да, я это сделал, но и написал это тоже я». Он продолжил, что написал все пять картин, якобы авторства Вермеера, появившихся на рынке во время войны, в том числе «Христос в Эммаусе».
Эта новость особенно поразила Пиллера. Он помнил, с какой огромной помпой это произведение было приобретено Музеем Бойманса в Роттердаме в 1937 году. Он не мог поверить своим ушам, что «Христос в Эммаусе» тоже фальшивый Вермеер работы Мегерена. Он прекрасно помнил те события, когда приобретение музеем картины стала мировой новостью. Ведь сам великий Абрахам Бредиус, — директор галереи Маурицхёйс в Гааге, нидерландский специалист в области истории искусства, непревзойденный гений атрибуции, особенно творчества Вермеера, увидев полотно «Христос в Эммаусе», воскликнул, что даже подписи автора не требовалось, настолько было очевидно, что работа принадлежала кисти Вермеера. За полотно тогда была заплачена астрономическая сумма в 520 000 гульденов.
Нездоровые пристрастия художника
Во время судебного процесса Ван Мегерен пытался заверить всех, что на подделки он пошёл, поскольку его творчество не было по достоинству оценено ни публикой, ни искусствоведами. Вопреки тому, что он утверждал во время суда, его карьера художника развивалась очень хорошо. Он неплохо продавался, был востребованным портретистом и вскоре зарабатывал намного больше других молодых художников.
Но у него также были несоразмерные его заработкам запросы. Хан тратил много денег на дорогой алкоголь, наркотики и женщин. Еще в 1921 году, чтобы финансировать свой распутный образ жизни, он вступил в небольшую преступную группу, занимавшуюся продажей поддельных картин. На прибыль от своих подделок он финансировал свой собственный журнал «De Kemphaan», в котором еще в 1920-х годах излагал фашистские и антисемитские идеи, некоторые из которых были заимствованы непосредственно из гитлеровского «Майн кампф».
Миф о непризнанном гении
В преддверии судебного процесса, последовавшего в 1947 году, Ван Мегерен утверждал, что продавал подделки под видом работ Вермеера не из-за денег, а для личного удовлетворения: таким образом он отомстил критикам своего творчества в 1920-е годы. Так и родился миф о непризнанном гении.
Ван Мегерен доказывал, что продажа фальшивого Вермеера Герману Герингу была не сотрудничеством, а наоборот, актом сопротивления. Ведь получалось, что он украл колоссальную сумму у второго человека Третьего рейха. Прессе понравилась эта история, но это была ложь. Пиллер не сомневался, что движущей силой мошенничества Мегеран была жажда наживы. Более того, приводились свидетельства, что художник был поклонником нацистов. Гитлеру было преподнесено дорогое издание его рисунков с восторженным посвящением автора на титульном листе.
После «Христоса в Эммаусе» Ван Мегерен продал другие поддельные «Вермееры». Ничего не подозревающие подставные лица из круга его друзей привозили полотна известным галеристам Амстердама с убедительной историей их происхождения. За шесть лет он заработал на этом около 5 миллионов фунтов стерлингов. Удивительно большая сумма по меркам того времени: на самом деле он был самым высокооплачиваемым художником в мире. Фальшивый Вермеер Мегерена расходился на ура.
Король недвижимости
Финансовый успех всё же доставил ему некоторые неприятности. Продажу картин он осуществлял за наличные, с ним расплачивались банкнотами в 100 и 1000 гульденов. В марте 1943 года оккупационное правительство изъяло из обращения тысячи банкнот, чтобы ликвидировать черный рынок. Ван Мегерену пришлось обменять большие пачки денег на сумму более 2 миллионов гульденов. Бюро по контролю за финансами хотело знать, откуда взялись все эти деньги, и удерживало половину, пока шло расследование.
Тогда художник-бизнесмен решил найти лучший способ сохранить нажитое. Он начал скупать бриллианты, драгоценности, антикварную мебель и предметы искусства. Но его любимым вложением стала недвижимость. Таким образом, он построил в Амстердаме целое “королевство” недвижимости. К концу оккупации Ван Мегерен владел 57 объектами недвижимости: жилыми домами, в том числе и многоквартирными, магазинами, хозяйственными помещениями, гаражом и гостиницей. Его владения располагались по всему Амстердаму: на знаменитых каналах Кейзерсграхт и Принценграхт, недалеко от дворца на Дамстраат, на улицах Альберта Кёйпа, Фердинанда Бола, и во многих других местах города. Некоторые дома он из соображений осторожности записывал на супругу.
Выгодное знакомство
Сам художник жил в местечке Ларен, давно облюбованном художниками. Но накопив изрядную сумму, решил перебраться в Амстердам. Когда летом 1943 года на продажу выставили дом XVII века на канале Кейзерсграхт, он немедленно отреагировал на объявление. Это монументальное, недавно отреставрированное здание, идеально подходило для амбициозного Ван Мегерена, — «патрицианский дом» на одном из престижных каналов Амстердама. Продавцом особняка был Петрус Ян Ринстра ван Стёйвесанде, богатейший банкир, который в своё время поручил архитектору Абелю Антону Коку обставить здание как «старый патрицианский дом». Деньги для заказчика не были проблемой. Отовсюду свозили старинные элементы декора и предметы мебели.
Ван Мегерен вместе со своей женой Джо переехали в этот особняк, и художник тут же прикупил другой дом, на том же канале Кейзерсграхт, в пятнадцати минутах ходьбы. В нём он оборудовал студию и одновременно использовал это помещение для интимных встреч. Там же он устраивал популярные вечеринки, широко известные своими «крепкими напитками и легкими девушками». По воспоминаниям одной из проституток, присутствовавших на этих попойках, пирушки были очень скучными, но награда, которую дамы полусвета получали взамен тоскливого времяпрепровождения, стоила тех утомительных часов. На выходе девушкам разрешалось залезть в сундук, наполненный драгоценностями, который Ван Мегерен хранил специально для этой цели. При всех деньгах, которые он зарабатывал, эти незначительные расходы были совершенно не важны.
Вермеер для Геринга
Как выяснилось, Ринстра ван Стёйвесанде мог предложить художнику не только роскошный особняк на канале. Он оказался куда более полезным для Ван Мегерена, чем тот мог подумать в момент их знакомства. Ринстра был директором Ассоциации иностранных банков, а владельцем амстердамского филиала был Алоиса Мидль, проявлявший весьма большой интерес к старинным картинам и артефактам.
Алоис Мидль был банкиром, немецким торговцем произведениями искусства, спекулянтом, а самое главное, другом рейхсмаршала Германа Геринга. Хотя Мидль помогал некоторым еврейским семьям во время Второй мировой войны и даже сам женился на еврейке, он также явно симпатизировал нацистам. Он получал огромную прибыль от торговли произведениями искусства, особенно приобретая работы для коллекций Геринга и Гитлера. Известно, что на раннем этапе оккупации Мидль оказывал давление на еврейских владельцев произведений искусства, чтобы побудить их продавать через него бесценные раритеты Герингу.
Ван Мегерен увидел новую перспективу. Он попросил Ринстру выступить в качестве его торгового представителя для продажи библейского Вермеера, известного как «Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии». По его словам, картина принадлежала пожилой вдове, которая нуждалась в деньгах и хотела остаться неизвестной. Ринстра привез его к Мидлю. Бывший реставратор Жака Гаудстиккера, Ян Дик, атрибутировал подлинность «нового» Вермеера, и Мидль без дальнейших церемоний отправил полотно в Берлин, чтобы на него посмотрел Герман Геринг. Вновь фальшивый Вермеер Мегерена не вызвал сомнений у специалиста. Правда, Ринстра всё же поинтересовался, как эта работа попала в руки художника..
Конец анонимности
Таким образом всплыло его имя. Ван Мегерен на это совершенно не рассчитывал: до тех пор ему удавалось сохранять свою анонимность. Теперь стало известно, что он был замешан в мошенническом бизнесе с нацистом номер два, а это явно не входило в его планы. Геринг посчитал картину Вермеера великолепной, и не собирался от неё отказываться, но не соглашался платить до тех пор, пока Ван Мегерен не раскроет тайну её происхождения. Рейхсмаршал хотел обезопасить себя от любых претензий, если позже выяснится, что полотно было украдено. Он выложил за нее не менее 1,65 миллиона гульденов — больше, чем за любую другую картину, — и был непреклонен. Ван Мегерен писал, что поры до времени не мог раскрыть тайну происхождения полотна, но обещал сделать это через два года после покупки. Геринг согласился.
Крах
29 октября 1947 года Хан ван Меегерен предстал перед судом в Амстердаме. Процесс превратился в настоящее шоу. Миф о хитроумном живописце, выманившим у Геринга огромную сумму на фальшивую приманку, настолько прижился, что художник отделался мягким приговором: год тюрьмы за подделку, и совершенно ничего за сделку с врагом. Через месяц он скончался в клинике Валериуса от сердечной недостаточности, возможно, в результате сифилиса, который заработал во время бесчисленных оргий в своей мастерской. Имущество, драгоценности, картины и мебель были конфискованы государством. Однако миф об обиженном гении, обманувшем мир и Геринга, упорно сохраняется и в наши дни.